Щелкающее пролабирование створок клапанов

Щелкающее пролабирование створок клапанов по окончании изометрических периодов замкнутых клапанов — с началом наполнения (для митрального и трикуспидального клапанов) или изгнания (для аортального и пульмонального клапанов) — приблизительно совпадает во времени с реверсией, изменением на противоположную разности давлений, при которой в норме происходит открытие клапана.

Поэтому соответствующий тон или компонент обычно обозначается как тон, или щелчок, открытия. На самом деле щелчок обозначает не открытие клапана, а только пролабирование створки; при этом створки могут сохранить способность к щелкающему пролабированию и тогда, когда рубцовые образования делают невозможным закрытие и открытие клапана.

Щелчок может возникнуть несколько раньше или позже открытия клапана, когда создается разность давлений, достаточная для преодоления ригидности мембраны.

Особое место занимает систолический щелчок при пролабационном синдроме, когда пролабирование сопровождается несостоятельностью митрального клапана с появлением гемодинамически несущественного патологического обратного тока.

В полном соответствии с их названием щелчки выслушиваются как короткие, высокие, именно щелкающие звуки. На ФКГ они представлены узкими (очень непродолжительными) высокочастотными элементами, лучше всего с характеристикой С2 и обычно B1.

При записи с характеристикой Н они не обнаруживаются или (более интенсивные) сохраняют свой высокочастотный рисунок. Фонокардиографически щелчки обнаруживаются лучше, чем аускультативно.

Нередко описываемые как «ранний систолический щелчок» аортальный и пульмональный тоны (компоненты) изгнания и растяжения на самом деле ни по происхождению, ни по частотной характеристике щелчками не являются.

Очень похожие на щелчки артефакты также обнаруживаются только на высокочастотных ФКГ. Они еще короче (уже), чем щелчки, и обычно не связаны с фазами сердечного цикла какими-либо правильными временными соотношениями.

«Инструментальные методы исследования
сердечно-сосудистой системы»,
Составитель Э.Урибе-Эчеварриа Мартинес