Тренировка вестибулярной устойчивости

В одном из последних исследований и обзоров по проблеме тренировки вестибулярной устойчивости [Шевцов В. В., 1984] представлены материалы проверки эффективности специального комплекса физических упражнений, применявшегося в процессе занятий по физическому воспитанию.

Средства развития вестибулярной функции подбираются таким образом, чтобы одновременно решать задачи физической, технической и вестибулярной подготовки.

Используется широкий круг упражнений: бег с ускорениями, изменением направления, внезапными остановками, по кругу малого радиуса, с закрытыми глазами, прыжки на одной и на двух ногах с поворотами на 90 — 360°, кувырки, перевороты, общеразвивающие упражнения с быстрыми движениями головой в различных направлениях, поворотами и наклонами туловища и головы, кружением вокруг вертикали тела, специальные упражнения на воде с поворотами и вращением вокруг вертикальной и горизонтальной осей тела, прыжки с вышки.

Эти исследования показали, что включение в занятия по физическому воспитанию специальных упражнений дает хорошие результаты.

Снижается выраженность соматических, сенсорных и вегетативных реакций, вырабатываются навыки выполнения определенной деятельности на фоне раздражения вестибулярного аппарата, улучшается процесс управления движениями.

Очевидно, что перечисленные и другие варианты упражнений должны быть использованы с учетом возраста детей, входящих в соответствующую группу тренировки.

Среди общих мероприятий, направленных на борьбу с укачиванием, наиболее эффективна (до 80%) тренировка вестибулярного аппарата, как активная, так и пассивная. Психопрофилактика и психотерапия дают благоприятные результаты в 20 — 40% случаев [обзор: Плепис О. Я., 1980].

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого