Легкость и стабильность развития эмоций

Люди различаются по признаку легкости и стабильности развития как положительных, так и отрицательных эмоций («оптимисты» и «пессимисты»). Для здоровья более благоприятным является оптимистический склад характера.

Полагают, что в происхождении как первого, так и второго вариантов характера по рассматриваемому признаку имеет значение фактор наследственности. Действительно, уже в раннем детском возрасте даже в течение первого года жизни, дети различаются числом и длительностью положительных и отрицательных эмоциональных реакций.

Вместе с тем целенаправленное воспитание, в первую очередь пример поведения окружающих, имеет огромное значение в стимуляции оптимистического настроения ребенка.

Определенный стиль жизни, ее большая или меньшая напряженность в значительной степени вырабатывается в детстве.

Важно умение полноценно отдыхать, расслабляться вне периодов активной деятельности. Приемы расслабления, выработанные уже в детском возрасте, могут оказаться эффективными средствами профилактики поражений сердечнососудистой системы.

Разработка соответствующих методик, адекватных различным периодам детского возраста, и организация их использования входят в число задач превентивной кардиологии.

Н. И. Красногорский (1954) описал мгновенно возникающие и отличающиеся чрезвычайной стабильностью условные рефлексы у детей, названные им «патологически прочными».

Главное условие образования таких связей — их развитие в период ярких эмоциональных реакций.

Сотруднику Н. И. Красногорского Ю. К. Панферову еще в 1924 г. удалось показать, что сильные возбуждения, возникающие в заторможенной коре большого мозга, связываются стойкими неугасимыми связями с теми видами деятельности, которые имеют место в это время в подкорковых образованиях.

Наблюдения, проведенные в лаборатории Н. И. Красногорского, и исследования В. М. Смирнова и Ю. С. Бородкина (1979) отражают одни и те же процессы деятельности мозга.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого