Оптимальные условия воспитания и развития ребенка

На ранних этапах онтогенеза, а также в период полового созревания наиболее интенсивно происходит уточнение, а при неблагоприятных условиях — нарушение программы развития организма, что может в последующем привести к развитию патологических процессов и без наследственной предрасположенности.

Факты, иллюстрирующие это положение, отчетливо показаны В. Г. Барановым и сотрудниками (1983) на примере развития инсулиновой недостаточности.

Уточнение программы развития [Клиорин А. И., 1974] происходит в так называемые критические периоды онтогенеза. Воздействия окружающей среды в определенный период приводят к тому, что в соответствии с ними развиваются некоторые признаки, но не так, как развивались бы при иных обстоятельствах.

Такие изменения возникают в критические периоды онтогенеза, когда в соответствии с генетической программой происходит формирование тех или иных морфологических или функциональных признаков.

Соответствующими способностями в наибольшей мере обладает ЦНС. Высшая нервная деятельность на протяжении всей жизни человека (нередко до последних ее дней) сохраняет такие свойства. В значительной степени подобными свойствами обладает и иммунная система.

Важно отметить, что существуют связи между питанием в первые месяцы (а возможно в годы жизни ребенка) и последующими особенностями обмена липидов [обзор: Клиорин А. И., 1981].

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого

Разновидности динамики артериального давления

Известно, что в первые годы жизни артериальная гипертония обычно имеет вторичный характер, обусловлена патологическими процессами, характеризующимися преимущественным заболеванием почек, нервной и эндокринной систем и других органов. Вместе с тем уже в первые годы жизни гипертензивные реакции при воздействиях, вызывающих боль и отрицательные эмоции, имеют существенные межиндивидуальные различия. В работе В. А. Татариновой (1970), исследовавшей динамику…

Концепция факторов риска

В связи с современным состоянием концепции факторов риска становится все более ясной необходимость дальнейшего выявления и уточнения тех особенностей организма и воздействий окружающей среды, которые определяют предрасположенность к развитию заболеваний сердечнососудистой системы. Возможность уже в самом раннем возрасте выделить группу детей, наиболее угрожаемых по развитию сердечнососудистых заболеваний, представляет исключительный интерес для превентивной кардиологии. В последние…

Выявление групп риска

В плане выявления групп риска среди детей могут представить интерес сведения об участии в атерогенезе ранее не изученных нарушений метаболизма. В частности, определяется значение некоторых показателей взаимосвязи между обменом липидов и углеводов — ключевых ферментных систем, координирующих углеводно-липидный обмен. У больных атеросклерозом показано изменение функционирования глицерофосфатдегидрогеназной, лактатдегидрогеназной и малатдегидрогеназной систем (Сидоренков И. В., 1969, 1981;…

Деятельность вестибулярного аппарата

Нами совместно с О. Я. Плеписом (1984) при исследований деятельности вестибулярного аппарата у детей установлено, что ожирение в детском возрасте характеризуется нарушениями функций вестибулярного анализатора. Вестибулярные реакции существенно зависят от изменения мозгового кровообращение [Лапаев Э. В. и др., 1983]. Ввиду того что вестибулярная неустойчивость сопровождается нарушениями регуляции деятельности внутренних органов, весьма вероятно, что при прочих…

Тренировка вестибулярной устойчивости

В одном из последних исследований и обзоров по проблеме тренировки вестибулярной устойчивости [Шевцов В. В., 1984] представлены материалы проверки эффективности специального комплекса физических упражнений, применявшегося в процессе занятий по физическому воспитанию. Средства развития вестибулярной функции подбираются таким образом, чтобы одновременно решать задачи физической, технической и вестибулярной подготовки. Используется широкий круг упражнений: бег с ускорениями, изменением…

Система детского здравоохранения

Многие из числа рассмотренных здесь вопросов требуют дальнейшей детализации с учетом климатогеографических условий, в которых находятся дети. Данные, относящиеся к этому вопросу, получены и продолжают разрабатываться К. В. Ореховым и сотрудниками. Так, в работе Е. И. Пряхина (1984) показано, что в условиях однотипного питания у детей пришлого населения районов Востока и Крайнего Севера чаще наблюдаются…

Организационная система мероприятий

В качестве правила, однако оставляющего возможность исключений, следует принять принцип максимального оздоровления организма ребенка, нормального функционирования всех его органов и систем. В том случае если, например, подтвердится факт меньшей предрасположенности к развитию атеросклероза лиц, больных ревматизмом, из него, разумеется, нельзя будет делать вывод о целесообразности распространения ревматизма среди населения. Напротив, существует другой, несравненно более рациональный…

Строгое соблюдение принципа индивидуализации

Все известное в настоящее время педиатрам и возрастным физиологам говорит о том, что не существует общих для всех детей приемов и интенсивных нагрузок, обеспечивающих их оптимальное развитие. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма каждого ребенка. Необходимо строгое соблюдение принципа индивидуализации с тем, чтобы не получить нежелательных, а иногда и тяжелых последствий. Едва ли не важнейшей проблемой…

Выработка определенных особенностей характера

Говоря о необходимости выработки определенных особенностей характера в процессе воспитания ребенка, следует назвать в первую очередь такие рациональные потребности, как стремление к систематическому эффективному труду, всестороннему развитию, познанию, движению вперед. Важно воспитать подлинный интерес к физической культуре, окружающей природе, любовь к животным, растениям, искусству, литературе, музыке, живописи и т. д. Столь же необходимо выработать отрицательное…

Коллектив

Коллектив, состоящий из людей (детей и взрослых), воспитанных на этих принципах, соответствующих принципам коммунистической морали, является оптимальным. Он характеризуется атмосферой, создающей условия для наиболее эффективного воспитания, обучения, труда, здесь сохраняется и укрепляется здоровье каждого индивида. Одна из главных задач воспитания ребенка заключается в том, чтобы защитить его от развития эгоизма и эгоцентризма. Необходимо способствовать развитию…