Каждый ребенок нуждается в благоприятных условиях

Исследования, проведенные В. М. Тепловым и В. Д. Небылициным, их учениками и сотрудниками, дали ценные результаты, характеризующие свойства нервных процессов у людей. Они показали, что по мере углубления наших знаний в этой области будут возникать все новые проблемы, осложняющие выделение ограниченного числа типов высшей нервной деятельности.

Вместе с тем на основании оценки поведения детей выделение этих типов в соответствии с принципами, сформулированными И. П. Павловым, во многих случаях является реальной и даже не очень сложной задачей.

Каждый ребенок независимо от его индивидуальных особенностей нуждается в благоприятных условиях окружающей среды. Речь идет о благополучии семьи, положительной моральной атмосфере в ней, взаимном уважении, внимании и любви. Некоторые важные стороны этой (нередко однозначно решаемой) проблемы требуют специального рассмотрения.

При воспитании недостаточное внимание обращается на повышенную по сравнению со взрослыми внушаемость детей. Как показали специальные исследования, эта особенность ребенка связана с относительно низким уровнем развития процессов сопоставления речевых сигналов с действительностью [Клиорин А. И., 1968].

Поэтому опасность иатрогении, стимуляции у ребенка чувства неполноценности в результате неразумных высказываний в его присутствии особенно велика. Специальные исследования условных рефлексов на речевые раздражители показали своеобразие отражения болезни в речевой деятельности ребенка [Клиорин А. И., 1960].

Так, например, сознание болезни и даже формулирование жалоб в ряде случаев оказались непосредственно связанными с нерациональным поведением врача и родителей больного ребенка. Дти, информированные о состоянии здоровья и жалобах родителей и других взрослых лиц, нередко заимствуют дословные формулировки их жалоб.

Очевидно, что тезис «о болезнях» говорить только с врачом должен особенно последовательно проводиться в жизнь в отношении детей. Жалобы, неприятные ощущения взрослого не следует делать достоянием ребенка, который должен жить в обстановке оптимизма, но не углубления в собственные нeдyги. Сказанное не означает, что ребенок не должен думать и заботиться о своем здоровье.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого