Индивидуальный подход к воспитанию детей с различными типами высшей нервной деятельности

28.10.2010

В последние годы мало внимания уделяется разделу конституционологии, который был создан трудами И. П. Павлова и его сотрудников. Речь идет о типах высшей нервной деятельности, общих для человека и животных, а также специально человеческих.

В детской клинике эта проблема наиболее успешно разрабатывалась Н. И. Красногорским, А. Г. Ивановым-Смоленским, а также рядом психологов, работавших со здоровыми детьми. Наименьшее внимание привлекает раздел учения о типах высшей нервной деятельности, относящийся к специально человеческим типам.

Между тем каждый врач имеет возможность убедиться в том, что художественный, мыслительный или средний по соотношению деятельности двух сигнальных систем тип у ребенка нередко формируется очень рано, уже в дошкольном возрасте. Выявить черты типа высшей нервной деятельности и учесть их в работе с ребенком необходимо и врачу, и педагогу.

Ряд профессий не должен быть рекомендован лицам со слабым типом высшей нервной деятельности [Ильинский Б. В., 1977; Клиорин А. И., 1981]. Необходим индивидуальный подход к воспитанию детей с различными типами высшей нервной деятельности.

Одна из важных задач — компенсация тех слабых сторон процесса адаптации, которые связаны с формирующимся типом высшей нервной деятельности у ребенка. Имеются в виду тренировка подвижности нервных процессов, более настойчивые мероприятия, побуждающие ребенка мыслительного» типа выработать навыки физической культуры, приобщение его к физической культуре и спорту, возбуждение интереса к музыке, живописи у детей с односторонне выраженными чертами «мыслительного» типа.

Наоборот, в случаях формирования «художественного» типа с преобладанием первой сигнальной системы, разумеется, наряду с тренировкой соответствующих анализаторов необходима стимуляция выработки абстрактного мышления.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого