Межличностные отношения
Нужно препятствовать переходу транзиторных повышений артериального давления в стадию его изменений, осуществляющуюся с участием почечных механизмов. Для этого прежде всего необходимы условия, исключающие длительное воздействие психоэмоциональных перегрузок, непрерывно поддерживающих состояние напряжения.
Межличностные отношения играют роль в возникновении не только гипертонической болезни, но и атеросклероза и инфаркта миокарда. С. D. Jenkins и соавт. (1969) отмечают, что особенности личности и воздействие эмоциональных факторов определяют уровень липидов в крови.
Опасности развития коронарной болезни сердца в большей мере подвергаются лица, для которых характерны значительные изменения в социальном и служебном положении, переезд из деревни в город, смена национального окружения и т. д. (т. е. ломка динамического стереотипа, по И. П. Павлову).
Возникновению болезней сердца способствует также состояние «несоответствия», под которым американские авторы понимают принадлежность личности одновременно к разным уровням социальной иерархии, что вызывает ощущение неуверенности и поддерживает нервное напряжение.
Это состояние аналогично тому, при котором личность имеет одновременно несколько «референтных групп», характеризующихся разной ориентацией.
Учитывая изложенное выше, врач, работающий на производстве, в школе и в любом другом коллективе, не должен стоять в стороне от формирования психологического климата в данной социальной группе.
Кроме того, для изучения психологической атмосферы в коллективе и ситуаций, способных вызвать состояние чрезмерного перенапряжения, желательно ввести должности штатных психологов.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Начало школьного периода
- II степень СН — СОЭ
- Закаливание нервной системы
- III степень СН — АСОЭ
- Щажение мозга
- Предупреждение неврозов
- Гиперергическая реакция
- Сон как средство предупреждения неврозов
- Типы поведенческих реакций определяются степенью развития
- Предупреждения острого дефицита времени
- Развитие межличностных отношений и сердечнососудистая система
- Решение задачи в глубинах подсознания
- Мотивационные факторы
- Физическая тренировка
- Частая перестройка динамического стереотипа
- Критические периоды формирования навыков, типа поведения, опыта