Эмоциональная депривация
Если вовремя не появится то одно (единственное) лицо, к которому ребенок эмоционально привяжется как к матери, поведение его достаточно быстро меняется. Появляется вялость, снижаются ориентировочная реакция и двигательная активность, начинаются отставание в развитии и ослабление здоровья.
Эмоциональная депривация приводит к развитию «госпитализма».
Полагают, что именно по этой причине смертность детей в XVIII — XIX веке в приютах разных стран Запада была огромной, доходя в некоторых случаях до 98% [Пфейфер, 1877, цит. по А. Пейперу, 1962], что было прямым следствием отсутствия эмоционального контакта с матерью или заменяющим ее лицом.
По данным Шпица (1945, 1946), «госпитализм» начинал проявляться у детей в приюте после 3-месячного возраста, вскоре после того, как мать переставала вскармливать ребенка своим молоком и передавала его в общественную организацию.
Однако в описанных случаях приютские дети, помимо эмоциональной, испытывали еще моторную и сенсорную депривацию. До 15 — 18-месячного возраста они лежали в отдельных боксах.
К концу 2-го года жизни такие дети резко отставали в умственном и физическом развитии от детей, воспитывавшихся в сходных условиях, но с матерями.
Пониженная сопротивляемость к заболеваниям привела к смерти 37% этих детей от кори. Разлучение ясельных детей с матерью в ряде случаев вызывало появление синдрома депрессии, который наблюдался через 4 — 6 нед после сепарации.
Если своевременно не принимались меры по возвращению матери, то состояние ухудшалось, становилось необратимым и переходило в типичный синдром «госпитализма». Усугублялось отставание в развитии, появлялась склонность к различным заболеваниям.
Даже 15-дневная сепарация от родителей вызывала у 12 — 17-месячных детей заметные изменения описанного выше типа [Рудинеско и др., 1952], которые компенсировались не сразу после возвращения домой [Обри-Рудинеско, 1965].
Если изоляция и отсутствие материнской заботы продолжались долго — больше 6 мес [Робертсон, Боулби, 1952], то это накладывало отпечаток на способность ребенка устанавливать межличностные связи: он не мог нормально сблизиться даже с матерью, так как уже достиг стадии отчуждения.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Содержание холестерина в сыворотке крови
- Импринтинг-реакция
- Темп жизни
- Индифферентность
- Степени состояния напряжения и сердечнососудистая система
- Правильное использование критического периода социализации
- I степень СН — ВМА
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Начало школьного периода
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Закаливание нервной системы
- II степень СН — СОЭ