Правильное использование критического периода социализации
На фоне сложившейся депрессии стремление ребенка к движению, исследованию и обучению резко снижается и даже настойчивая педагогическая стимуляция не дает того эффекта, который с легкостью возникает при нормальном тонусе коры большого мозга, естественно возникающего в присутствии матери.
Таким образом, максимальный эффект эмоционального и психического развития ребенка возникает в случае начала социализации у 2-месячного малыша. Изменение условий может свести на нет все достигнутые успехи. Сроки окончания критического периода неясны и, возможно, являются индивидуальными.
Знакомая всем родителям картина, когда ребенок в критической ситуации ищет контакта с матерью, прижимаясь к ней, цепляясь за нее, отражает его настоятельную потребность в физическом контакте.
Поэтому нужно обязательно брать ребенка на руки, укачивать в случае необходимости, прижимать к себе и т. п., что идет в разрез с явно устаревшей теорией о том, что малыша не следует «приучать к рукам», не надо брать его на руки, если он плачет, чтобы он не научился применять плач как средство воздействия на мать и, наконец, чтобы он пораньше приучался к самостоятельности [Раншбург И., Поппер П., 1983].
В раннем возрасте положение под грудью является для ребенка естественной и активизирующей средой, в которой он приобретает ряд необходимых реакций [Фигурин Н. Л. и др. 1949].
Итак, при правильном использовании критического периода социализации 2-месячный ребенок начинает осваивать мимику, подражая взрослому, общающемуся с ним, учится испытывать радостное переживание и любить окружающих и самого себя.
За счет этого годовалый малыш ощущает себя как «исключительную ценность», что помогает его дальнейшему самоутверждению и является обязательным условием гармонического развития личности.
Параллельно через мать и с ее помощью идет развитие речи, соответственно и мозга, а также формирование представлений об окружающем мире.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Физическая тренировка
- Частая перестройка динамического стереотипа
- Критические периоды формирования навыков, типа поведения, опыта
- Содержание холестерина в сыворотке крови
- Импринтинг-реакция
- Темп жизни
- Индифферентность
- Степени состояния напряжения и сердечнососудистая система
- Эмоциональная депривация
- I степень СН — ВМА
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Начало школьного периода