Сон как средство предупреждения неврозов
В наблюдениях М. М. Хананашвили (1974, 1983) «информационные неврозы» не возникали, если промежуток времени между решением весьма сложных задач исчислялся не минутами, а сутками. Дело здесь по-видимому, не только в большем интервале времени. Промежуток в 24 ч предоставляет организму возможность нормального физиологического сна.
Современные данные физиологии показали, что сон представляет собой не просто покой, отдых, охранительное торможение, а одновременно и период активной творческой деятельности мозга, необходимой для упорядочения и переработки поступившей за день информации и облегчения решения вставших перед организмом интеллектуальных задач.
Эти процессы осуществляются главным образом в фазы так называемого парадоксального сна, а также в некоторые другие фазы сна.
При избытке поступающей информации потребность в сне становится неотвратимой; нужно обязательно ее удовлетворять вряд ли допустимы эксперименты, связанные с длительным ограничением сна.
Время необходимого сна является сугубо индивидуальным. Оно определяется характером дневной деятельности, содержанием и объемом полученной за день информации, образом жизни и т. д. Нарушения сна могут быть предвестниками срывов высшей нервной деятельности.
Расстройства сна, появление навязчивых кошмарных сновидений должны привлекать серьезное внимание врача. Они могут быть признаками того, что нервная система не справляется с возникшими задачами, что необходимо снять напряжение, так как нарастание его может привести к неврозу.
Причины расстройств сна в каждом конкретном случае индивидуальны. Само же нервное напряжение, возникающее при значительных количествах подлежащей переработке информации, не приносит вреда, если сон не нарушен.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- I степень СН — ВМА
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Начало школьного периода
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Закаливание нервной системы
- II степень СН — СОЭ
- Щажение мозга
- III степень СН — АСОЭ
- Гиперергическая реакция
- Предупреждение неврозов
- Типы поведенческих реакций определяются степенью развития
- Предупреждения острого дефицита времени