Критические периоды формирования навыков, типа поведения, опыта
Впервые мысль о существовании критических, переходных периодов развития ребенка была, по-видимому, высказана советским психологом в 30-х годах нашего столетия Л. С. Выготским (1931), однако она тогда, к сожалению, не получила должного развития.
Современное представление о критических периодах сформировалось за рубежом после открытия К. Лоренцом «запечатлевания» (импринтинга) у птиц (1935).
Он выявил четкие возрастные границы, в которых может образоваться реакция «привязывания» к матери или к любому движущемуся объекту, первому оказавшемуся в поле зрения птенца, только что появившегося на свет, показав, что позднее эта реакция образоваться уже не может.
Критический период формирования социальных привязанностей у обезьян был исследован Н. I. Harlow, R. R. Zimmerman (1959) в условиях ранней изоляции от матери.
Детенышей макаки-резус в первые 6 мес жизни помещали в изолированные камеры с искусственными заменителями матери: куском материи, проволочным макетом или мягким плюшевым чучелом, а в некоторых сериях — с двумя сразу.
Во всех случаях были получены стойкие изменения поведения не только непосредственно после возвращения 6месячных обезьян в стадо, но и на протяжении всей их дальнейшей (взрослой) жизни.
Такие животные не вступали в контакт, большую часть времени проводили в углу, многие проявляли агрессивность.
В дальнейшем проявились нарушения полового поведения, причем отмечалась его неэффективность у самцов и отрицательное отношение к партнеру у самок.
Полученное путем искусственного осеменения потомство позволило выявить резкое изменение материнского поведения: самки старались избавиться от своих детенышей, несмотря на попытки малышей наладить с ними контакт.
Н. Harlow пришел к выводу о существовании критического периода социализации от 3 до 6 мес первого года жизни обезьян.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- I степень СН — ВМА
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Начало школьного периода
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Закаливание нервной системы
- II степень СН — СОЭ
- Щажение мозга
- III степень СН — АСОЭ
- Гиперергическая реакция
- Предупреждение неврозов
- Типы поведенческих реакций определяются степенью развития
- Сон как средство предупреждения неврозов