I степень СН — ВМА
Из приведенных выше данных не следует делать вывод о том, что для предупреждения поражений сердца и сосудов нужно уезжать из городов, останавливать технический прогресс, остерегаться напряжений. Это нереально.
Но если даже удалось бы осуществить нечто подобное, все это сказалось бы на организме отрицательным образом. Как было« сказано выше, СН I степени способствует развитию и совершенствованию функций нервной системы, повышению резистентности всех структур организма, включая сердечнососудистую систему, к действию неблагоприятных факторов.
Известно, что нервная система формируется с большими избыточными, потенциальными возможностями, не все из которых реализуются на протяжении жизни. Неиспользованная возможность функционирования тех или иных структур приводит их к гибели.
Существование в организме так называемых креаторных связей [Косицкий Г. И., 1974; Косицкий Г. И. и др., 1975] свидетельствует о том, что интенсивная функция нейронов сопровождается формированием креаторных сигналов поступающих: в клетки нейроглии, в ответ на которые последние вырабатывают высокомолекулярные продукты, необходимые для поддержания структуры и функции нейрона.
При выключении функции поток этих сигналов прерывается, креаторные связи угнетаются, что приводит к дегенерации и атрофии.
Известно, например, что у ребенка, изолированного от общения со взрослыми, не развивается речь, и если изоляция длится долго, то в последующем дефект вообще не может быть ликвидирован и психика человека на протяжении всей жизни остается неполноценной [Пенфилд В., Роберте Л., 1964].
Возникшая в СН I степени активная деятельность представляет основной стимул развития и совершенствования организма.
Она улучшает осуществление креаторных связей, усиливает процессы обмена веществ, тренирует нервную систему, повышая ее резистентность. Интенсивная целенаправленная деятельность возможна лишь при возникновении в ЦНС доминанты [Ухтомский А. А., 1911, 1923, 1925, изд. 1950], которая меняет характер ответов на другие воздействия таким образом, что вызванные им возбуждения не приводят к специфическим для них реакциям, а начинают подкреплять существующий «доминантный очаг».
Вследствие этого доминанта угнетает реакции, не имеющие к ней прямого отношения. Она может угнетать реакции и на патогенные раздражители и предотвратить развитие патологических процессов [Косицкий Г. И., 1954, 1962; Косицкий Г. И., Смирнов В. М., 1970].
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Критические периоды формирования навыков, типа поведения, опыта
- Частая перестройка динамического стереотипа
- Импринтинг-реакция
- Содержание холестерина в сыворотке крови
- Индифферентность
- Темп жизни
- Эмоциональная депривация
- Степени состояния напряжения и сердечнососудистая система
- Правильное использование критического периода социализации
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Начало школьного периода