Типы поведенческих реакций определяются степенью развития
Эти положения принципиально отличаются от принятой за рубежом классификации людей на тип А и тип Б. Люди, относящиеся к типу А, по мнению зарубежных ученых, характеризуются постоянным стремлением к движению вперед, к достижению успеха, склонностью к соревнованию и проявлению настойчивости.
Они находятся в состоянии постоянно неразрешенного внутреннего конфликта, связанного с определенным психологическим складом личности, и отличаются глубокой поглощенностью профессиональной деятельностью, непрерывной гонкой и спешкой в работе, неугомонностью, торопливостью, постоянным желанием преуспеть во всем; вместе с тем их преследуют неудачи и срывы вследствие вечной нехватки времени.
Это — так называемый коронарный тип личности [Friedeman М., Rosenman R. Н., 1959], обреченный на развитие коронарной болезни.
Такая позиция по существу ошибочна, а в социальном плане совершенно неприемлема. Она смогла возникнуть лишь вследствие метафизического деления людей на два типа без учета истории формирования поведенческих реакций организма в процессе индивидуального развития, без учета учения о типах высшей нервной деятельности, о различных степенях состояния напряжения.
Нет и не может быть «коронарного типа личности».
Как мы показали выше, существуют типы поведенческих реакций, определяемые степенью развития СН, причем I степень этого состояния — полезная, активная реакция, адекватно мобилизующая поисковую активность, направленную на достижение цели и лишь III степень СН — АСОЭ — при длительном воздействий действительно вызывает нарушения функций организма.
Выдвигаемое нами представление о развитии степеней состояния напряжения вместо метафизического деления людей на А или Б позволяет видеть истоки и условия появления той или иной степени СН и указывает на важную роль воспитания активного поведения, самостоятельности, стремления к поиску, к преодолению трудностей.
При этом важнейшими периодами для развития этих черт характера являются именно ранние детские годы.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- I степень СН — ВМА
- Правильное использование критического периода социализации
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Начало школьного периода
- II степень СН — СОЭ
- Закаливание нервной системы
- III степень СН — АСОЭ
- Щажение мозга
- Предупреждение неврозов
- Гиперергическая реакция
- Сон как средство предупреждения неврозов