Гиперергическая реакция
В отличие от слабого типа сильный тип высшей нервной деятельности проявляется в активной деятельности, направленной на преодоление трудностей.
При этом может возникать либо чрезмерная гиперергическая реакция, либо уравновешенная целенаправленная деятельность, наиболее быстро и точно приводящая к достижению нужного результата.
Нетрудно видеть 8 этих особенностях поведенческих реакций проявление описанных нами выше различных степеней СН, возникающих в сложных ситуациях.
Сильная, подвижная, уравновешенная нервная система отвечает преимущественно развитием СН I степени — ВМА, иными словами, активной мобилизацией информационных и энергетических ресурсов для преодоления воникшей трудности.
Для сильной неуравновешенной нервной системы характерно преимущественное развитие СН II степени — СОЭ, т. е. гиперреактивных ответов, избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма.
У слабого типа высшей нервной деятельности в трудных ситуациях развивается преимущественно СН III степени, т. е. АСОЭ, характеризующаяся развитием торможения — пассивно-оборонительной реакцией, отказом от деятельности.
Такие реакции характерны для состояния «обученной беспомощности», возникающей вследствие отсутствия опыта преодоления трудностей.
Как было сказано выше, этот опыт закладывается в ранние периоды онтогенеза. Сложившиеся в это время под влиянием воздействий внешней среды черты поведения и реактивности сохраняются во всей последующей жизни.
Поэтому важнейшим условием для предупреждения сердечнососудистых заболеваний в будущем является формирование активных поведенческих реакций на основе развития природных потенций.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Правильное использование критического периода социализации
- I степень СН — ВМА
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Начало школьного периода
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Закаливание нервной системы
- II степень СН — СОЭ
- Щажение мозга
- III степень СН — АСОЭ
- Типы поведенческих реакций определяются степенью развития
- Предупреждение неврозов
- Развитие межличностных отношений и сердечнососудистая система