Критический период становления речи

Критический период становления речи, очевидно, начинается сразу же после рождения.

Гуление 6 — 8-недельного малыша — это плод его звукоподражания, которое может осуществляться, начиная с первых дней жизни, и отсутствует у глухих.

Конец же этого периода, по-видимому, приходится на 5 — 6-летний возраст, что подтверждают случаи крайней социальной изоляции детей [Кшр еу D., 1940] и так называемые волчьи дети [Singh G.A.L., Zingg R. М., 1942].

Если дети возвращались в человеческое общество в 5 лет и раньше, то они овладевали речью и продвигались в умственном развитии.

Дети же старше о лет уже не могли освоить речь и в своем развитии едва достигали уровня 2 — 3-летнего ребенка. Для успешного освоения родного и дополнительного чужого языка надо начинать обучение как можно раньше и проводить его интенсивно.

Критический период развития прямохождения начинается с момента рождения и длится до 4 — 5 лет. Если развивать двигательную систему новорожденного, то все виды моторной и мыслительной деятельности созревают раньше.

Тренировка шагательного рефлекса в 1-й месяц жизни приводит к ускорению начала самостоятельного хождения на 2 — 3 мес. Если новорожденному давать опираться ножками, класть животиком на плечо взрослого, стимулировать удержание головки, то к 3-месячному возрасту такой малыш может самостоятельно стоять, лишь постепенно теряя равновесие.

Еще более значимый эффект дает плавание новорожденных. Критический период системы прямохождения начинается с момента рождения. Развившись к годовалому возрасту, эта человеческая функция может быть утрачена [Singh G. А. L., Zingg R. М., 1942].

Если использование прямохождения начинается позднее, на 2-м году жизни, то несовершенное владение двигательной системой сохраняется и у взрослых.

К задержке развития двигательных навыков и интеллекта приводит длительное обездвиживание ребенка
— пеленание; у некоторых народов ношение на себе спеленатого и привязанного к доске ребенка длится до 1,5 лет.

Любой двигательный навык должен быть сформирован максимально рано, и тогда на протяжении жизни он будет привычным и удобным. Ребенок может очень рано приобрести и некоторые спортивные навыки, если для этого имеются соответствующее условия.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого