Критический период формирования системы терморегуляции

29.10.2010

Критическим периодом формирования системы терморегуляции является 1-й год жизни и даже 1-й месяц после рождения. Опыт холодового выращивания телят, морских свинок и крысят с момента рождения показал возможность запечатлевания температурных условий первого периода развития на всю жизнь.

Можно думать о наличии аналогичных явлений у детей. Их система терморегуляции к моменту рождения созревает настолько, что они могут поддерживать постоянную температуру тела (как легко остывают, так и перегреваются). Однако короткие «холодовые удары» дети, по-видимому, могут переносить легко.

Наблюдения показывают, что с простудными заболеваниями дети поступают в больницу в возрасте 2 мес и старше, а простуда у новорожденных — исключительная редкость. Важно не упустить преимущество, которым природа одаривает только что родившегося малыша, и закаливать его с первых дней жизни.

Попытка закаливать 2 — 3-летних «тепличных» детей чаще всего вызывает простуду. Когда же закаливание начинается в 6месячном возрасте, оно дает хорошие результаты.

Отсутствие прогулок в холодное время года, создание вокруг ребенка «тепличных» условий приводят к недоразвитию системы терморегуляции. Дальнейшая тренировка не компенсирует уже сложившегося дефекта. Такие люди всю жизнь оказываются не способными переносить холодовые удары.

Итак, к 2-летнему возрасту у ребенка должны сформироваться многие чисто человеческие черты
— прямохождение, эмоциональный контакт со взрослыми, речь или речевые предпосылки, основы самогигиены; в это же время появляются зачатки способностей.

К 5 годам кончаются критические периоды развития речи и прямохождения. Ряд качественных изменений, происходящих до этого возраста, теперь сменяются главным образом количественным их совершенствованием.

Формирование потребностей и навыков, умения прислушиваться к мнению родителей и учителей, широкое развитие интересов должны быть приурочены к раннему, активному периоду развития ребенка.

Именно это обеспечит ему в будущем возможность нормального взаимодействия с окружающими, что является главным залогом здоровья и профилактикой сердечнососудистой патологии.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого