Темп жизни
В огромной степени повысилась ответственность каждого работника за порученное дело, и увеличилось связанное с нею состояние напряжения. Возрастающий поток информации захлестывает не только ученых. Усложняется и увеличивается объем учебных программ школ и вузов.
Растет учебная нагрузка. Люди переселяются в города и преобращаются при этом к возросшему темпу жизни. В СССР в 1940 г. в городах проживало 33% населения страны, в 1959 г. — 48%, а в 1981 г. — 63%, т. е. большинство населения. Существенно при этом то, что растет число именно крупных городов, число жителей в которых превышает 1 млн. человек.
Большая скученность населения в крупных городах приводит к необходимости непрерывного общения каждого жителя со значительным числом других людей. Это также увеличивает состояние напряжения, так как выявлена прямая зависимость между распространением болезней сердца и плотностью населения.
В Осло (Норвегия) смертность от коронарной болезни в 1952 — 1961 гг. оказалась в 3 раза выше, чем в сельских районах.
Важную роль нервно-психического напряжения в возникновении поражений сердечнососудистой системы признают многие исследователи.
Как было сказано выше, возрастание интенсивности состояния напряжения, переход его в III и IV степени (АСОЭ и невроз) способствуют появлению нарушений сердечнососудистой системы.
Необходимо, однако, отметить, что невроз не бывает специфически коронарным. Расстройства сердечной деятельности являются наиболее распространенной формой системных психогенных висцеральных нарушений при неврозе [Карвасарский Б. Д., 1980]. Эти изменения определяются, кроме того, и факторами риска.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Частая перестройка динамического стереотипа
- Импринтинг-реакция
- Содержание холестерина в сыворотке крови
- Индифферентность
- Степени состояния напряжения и сердечнососудистая система
- Эмоциональная депривация
- I степень СН — ВМА
- Правильное использование критического периода социализации
- I степень СН — ВМА (роль состояния напряжения)
- Критический период становления речи
- I степень СН — ВМА (адаптация к коротким стрессорным воздействиям)
- Критический период формирования системы терморегуляции
- I степень СН — ВМА (цели организма)
- Значение последующих возрастных периодов
- I степень СН — ВМА (состояние напряжения)
- Начало школьного периода
- II степень СН — СОЭ