Начало школьного периода

Следующий ответственный этап развития ребенка — начало школьного периода. Не все дети одинаково справляются с возникшими новыми задачами.

В некоторых случаях новые трудности приводят к появлению выраженных эмоциональных реакций, невротических срывов и формированию неадекватного поведения.

Возникают повышенная обидчивость, подозрительность, недоверие к людям, замкнутость. Причинами таких состояний являются столкновение ребенка с трудными задачами и переживание своих неуспехов.

Однако для их возникновения необходимо расхождение между собственными притязаниями школьника и его объективными возможностями, т. е. между его самооценкой и оценкой, которую дают ему взрослые.

Выявлено, что у детей, заинтересованных не столько самооценкой и своим положением, сколько успехом самого дела, подобных аффективных состояний не отмечается.

В связи с этим при появлении сильных эмоциональных реакций полезно переключать внимание ребенка с его собственных неудач, с вопросов, касающихся его лично (его роли в неудачах и т. д.), на общее состояние проблемы, значение выполняемой работы, ее содержание, особенности.

Это способствует активизации учащегося в выполнении работы и торможению ненужных аффективных реакций.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого