I степень СН — ВМА (состояние напряжения)

29.10.2010

Человек постоянно испытывает «информационный голод». Утомительность монотонного труда состоит, между прочим, и в том, что при этом «информационный голод» усиливается.

Как и всякий голод, нарастая, он повышает значимость цели, что в свою очередь повышает состояние напряжения. Из формулы СН вытекает, что дефицит одной из величин может быть в какой-то мере пополнен избытком другой.

Если в сложной ситуации СН не удается снять прямым путем, т. е. решением возникшей задачи (достижением цели), то рост интенсивности СН в ряде случаев можно затормозить, увеличив значимость других элементов формулы.

У некоторых людей при бомбежке на войне неожиданно возникал «зверский» аппетит.
В то время, когда одни при нарастающем все падающей (казалось бы, прямо на голову) бомбы замирали, другие в мгновение ока судорожно начинали есть.

Этим они, по-видимому, в какой-то мере способствовали снятию состояния напряжения. Когда человек судорожно проглатывает краюху хлеба, он повышает свои энергетические ресурсы и тем самым в какой-то мере уменьшает СН.

Состояние напряжения, возникшее от недостатка информации или от дефицита времени, в повседневной жизни мы тоже иногда пытаемся снять подобным путем. Отсюда вредное стремление к перееданию. Следовательно, не все способы снятия напряжения полезны.

Ради подлинных ценностей, которыми является здоровье, а значит, и возможность жить полноценной жизнью, от некоторых привычек, в частности много покушать, нужно отказаться. Правда, лишение привычных радостей само по себе повышает степень СН. Система одних лишь запретов является малоэффективной.

Пока человек не услышит «первый звонок», он обычно иронически относится к запретам и увещеваниям. Коварность же поражений сердца и сосудов состоит именно в том, что они нередко подкрадываются совершенно неожиданно.

Так, например, в Каунасе почти 60% умерших за год от инфаркта считали себя практически здоровыми и заболели внезапно.

Анализ 1348 случаев скоропостижной смерти от инфаркта миокарда во Флориде (США) показал, что в 41% случаев при жизни не отмечалось ни одного симптома, который мог бы указывать на возможность близкого наступления трагедии.

Поэтому, не полагаясь на одни лишь запреты, нужно стремиться заменить систему некоторых привычек другими, менее опасными для сердца и сосудов. Естественно, дать совет на все случаи жизни невозможно.

Ограничимся общими положениями в надежде на то, что в каждом конкретном случае врач сам сможет найти и предложить необходимые рекомендации.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого