Генеалогический анализ у детей с ВСД (Физические, умственные и социальные стрессоры)

27.05.2009

Физические, умственные и социальные стрессоры необходимы для поддержания здоровья, если их сила не превышает определенного индивидуального уровня. Эта стимуляция (eu-slress), необходимая каждому организму, вносит в жизнь импульс и предотвращает ухудшение умственных и физических функций. Если стрессор избыточен для данного ребенка и действует длительно, то возникает состояние dis-stress.

При хроническом эмоциональном стрессе нарушается взаимодействие между эмоциональными и вегетативными проявлениями, что приводит к возникновению ВСД. Таким образом, в реализации стрессовых ситуаций имеют значение характерологические особенности ребенка, конституциональная предрасположенность, органические изменения в головном мозге. Своеобразие семейной ситуации сказывается и на резистентности ребенка к психологическому стрессу.

Различные психоэмоциональные отклонения у детей с ВСД не редко относят к неврозам, подчеркивая функциональный генез и отсутствие структурных органических изменений в ЦНС. С этим трудно согласиться. Еще Р. Вирхов возражал против «чисто функциональных расстройств» в генезе нервных болезней: «Патологическая анатомия не в состоянии доказать в каждой болезни ее седалище.

В великой области нервных заболеваний встречаются многочисленные случаи, в которых анатомическое исследование оказывается несостоятельным. Не потому, что при них болезни He-имеют своего седалища, но потому, что болезнь не вызвала видимых изменений в пораженных частях».

В начале XX века Г. И. Россолимо писал: «В основе большого числа нервных заболеваний лежат структурные изменения центральных и периферических аппаратов». Другими словами, функция организма может изменяться только вследствие влияния физиологических или патогенных факторов на структуру, «вырабатывающую» эту функцию [Саркисов Д. С. и др., 1983].

«Болезни сердца и сосудов у детей», Н.А.Белоконь