Воспитание целей, идеалов, стремлений, характера
В оптимальном случае требования, интересы, идеалы всех референтных для данной личности групп оказываются близкими (и что особенно важно, связанными с общественно значимыми целями и идеалами).
Однако нередко бывает и так, что компания во дворе одобряет и поддерживает такие оценки, интересы, поступки и желания подростка, которые неприемлемы для семьи и идут вразрез со всем тем, на что его ориентируют родители. Между тем подросток считается и с теми, и с другими.
В результате личность, принадлежащая двум противоположно направленным референтным группам, переживает тяжелый психологический конфликт. И уже здесь закладываются причины невротических реакций личности, которые в будущем окажут пагубное влияние на сердечнососудистую систему.
Воспитание целей, идеалов, стремлений, характера, т. е. того, чем определяется поведение человека в трудовом коллективе и семье, его взаимоотношения с окружающими в огромной мере зависят от влияния референтных групп, которое зачастую остается скрытым.
Определить характер этих влияний, в какой-то мере направить их — задача в равной мере и воспитателя, и врача. Врача потому, что именно психологический климат, т. е. характер человеческих взаимоотношений на работе, в семье и т. д., в значительной мере определяет состояние сердца и сосудов. Особое значение имеет для развивающейся личности принятая в семье тактика воспитания.
Педагогика и психология семьи выделяют четыре основные тактики семейного воспитания: тактики диктата, опеки, «мирного сосуществования» и, наконец, тактика сотрудничества [Петровский А. В., 1982]. Из них только одна создает оптимальные условия для благоприятного развития личности, поддержания психического здоровья и создания хорошего психологического климата в семье.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Многоуровневая структура
- Микроциклы развития личности
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности