Личностные факторы ранней профилактики сердечнососудистых заболеваний

Мы должны ответить на вопрос, что же должно объединять врачей разных специальностей, дать им общий фундамент, общую базу подхода к больному?

Кроме знания общебиологических и общемедицинских дисциплин, обязательно и обращение к психологии для глубокого понимания личности здорового и больного человека. Без этого невозможна, в частности, научная постановка дела предупреждения сердечнососудистых заболеваний.

Ведь эти заболевания в большой мере связаны с огромными психологическими нагрузками, с интенсификацией ритма лизни в высокозвитых странах, ростом информации и числа факторов, увеличивающих состояние нервного напряжения.

Как показано выше, все эти факторы играют важную роль в возникновении поражений сердца и сосудов. Поэтому необходимо рассмотреть условия формирования личности и взаимоотношений личности и коллектива.

Как известно, человек становится личностью лишь в обществе других людей.
Все, что накопилось в личности, все ее глубоко лежащие психологические пласты возникли благодаря совместной деятельности и общению и предназначено для общества.

Человек вступает в общение и в процессе его определяет некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения», все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, считаясь с их мнениями, чувствами и требованиями.

В конечном счете (если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей) все, что человек делает для себя (учится, работает, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя (даже если ему самому и кажется, что все обстоит как раз наоборот).

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого

Процесс развития личности в коллективах

Процесс развития личности в коллективах — специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в трудовом коллективе обеспечивают становление зрелой личности советского человека и являются условием формирования самого коллектива. Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом,…

Эры восхождения к социальной зрелости

Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до…

Эпохи и периоды развития личности

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды в свою очередь, как уже было указано, — на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности. Эпоха детства — наиболее длящаяся макрофаза развития личности — охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха…

Источник благоприятного развития личности

Источником благоприятного развития личности (как и ее инволюции, разрушения) является деятельностно-опосредствованный тип отношений, который складывается у индивида с наиболее референтной для него группой. Для понимания оснований построения концепции развития личности надо обратиться к двум ее источникам. Во-первых, к уже упомянутой выше стратометрической концепции групп и коллективов, которая, вводя принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и…

Источник развития и утверждения личности

Источником развития и утверждения личности выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности. В самом общем виде развитие личности…

Фазы становления личности

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности. Модель развития личности в группе Модель развития личности в группе: П — потребность быть личностью, С — способность, И — источник, Р — результат. Стрелка — просоциальное развитие личности; пунктир — асоциальное развитие личности. Первая фаза…

Потребность в персонализации

Отметим, что интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит. Если противоречие между индивидом и группой оказывается…

Процесс развития личности в относительно стабильной среде

В связи с тем что человек на протяжении своей жизни входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде многократно воспроизводится, а соответствующие неоформации закрепляются, у него складывается достаточно устойчивая структура личности, в которой интериндивидные характеристики как результат внутригруппового взаимодействия обусловливают…

Ранний детский возраст

Может быть выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в советской педагогике и психологии мысль А. С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может в этой связи быть…

Фазы развития в преддошкольном

Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая — адаптацию на уровне простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое «я» из окружающих явлений; вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья —…