Личностные факторы ранней профилактики сердечнососудистых заболеваний

Мы должны ответить на вопрос, что же должно объединять врачей разных специальностей, дать им общий фундамент, общую базу подхода к больному?

Кроме знания общебиологических и общемедицинских дисциплин, обязательно и обращение к психологии для глубокого понимания личности здорового и больного человека. Без этого невозможна, в частности, научная постановка дела предупреждения сердечнососудистых заболеваний.

Ведь эти заболевания в большой мере связаны с огромными психологическими нагрузками, с интенсификацией ритма лизни в высокозвитых странах, ростом информации и числа факторов, увеличивающих состояние нервного напряжения.

Как показано выше, все эти факторы играют важную роль в возникновении поражений сердца и сосудов. Поэтому необходимо рассмотреть условия формирования личности и взаимоотношений личности и коллектива.

Как известно, человек становится личностью лишь в обществе других людей.
Все, что накопилось в личности, все ее глубоко лежащие психологические пласты возникли благодаря совместной деятельности и общению и предназначено для общества.

Человек вступает в общение и в процессе его определяет некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения», все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, считаясь с их мнениями, чувствами и требованиями.

В конечном счете (если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей) все, что человек делает для себя (учится, работает, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя (даже если ему самому и кажется, что все обстоит как раз наоборот).

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого

Эры восхождения к социальной зрелости

Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до…

Эпохи и периоды развития личности

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды в свою очередь, как уже было указано, — на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности. Эпоха детства — наиболее длящаяся макрофаза развития личности — охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха…

Процесс развития личности в коллективах

Процесс развития личности в коллективах — специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в трудовом коллективе обеспечивают становление зрелой личности советского человека и являются условием формирования самого коллектива. Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом,…

Решение задач семейного воспитания

Одна из наиболее показательных черт коллективистских отношений вообще, а в семье в частности — справедливость при возложении ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности. Адекватная атрибуция ответственности не только признак благоприятного психологического климата семьи, но и условие совместимости членов семейного коллектива. Если люди неспособны справедливо оценивать вклад каждого в совместную деятельность, это неизбежно ведет…

Коллективистическая идентификация

Где же правильный путь, если ни чистый эгоизм, ни чистый альтруизм не обещают ничего хорошего? Быть отчасти эгоистом, отчасти альтруистом? Сегодня жертвовать всем, а завтра все отбирать? Непоследовательность, половинчатость, двоедушие дадут еще более плачевные результаты. Для семьи, которая является настоящим коллективом, кажущаяся единственно возможной альтернатива «или эгоизму, или альтруизм» оказывается мнимой. Подлинную альтернативу альтруизму, как…

Проблемы семейных отношений

Проблемы семейных отношений рассмотрены нами столь подробно, во-первых, потому, что, по нашему глубокому убеждению, именно в семье складывается раньше всего обстановка, способствующая или препятствующая возникновению факторов риска возникновения сердечнососудистых заболеваний, во-вторых, потому, что это дало возможность на конкретном материале сконструировать модель межличностных отношений, которые могут складываться в любой социальной группке (трудовом коллективе, учебно-воспитательном коллективе и…

Межличностные отношения как характеристики личности субъекта

Межличностные отношения как характеристики личности субъекта этих отношений, а также «вклады», которые он осуществляет в жизнедеятельность других людей, в их личностные смыслы, обеспечивая свою личностную представленность в них и тем самым и в себе самом, выступают в единстве с иерархией мотивационно-смысловых образований и симптомокомплексами индивидуальности человека. В своем единстве эти «ипостаси» человека в системе общественных…

Источник благоприятного развития личности

Источником благоприятного развития личности (как и ее инволюции, разрушения) является деятельностно-опосредствованный тип отношений, который складывается у индивида с наиболее референтной для него группой. Для понимания оснований построения концепции развития личности надо обратиться к двум ее источникам. Во-первых, к уже упомянутой выше стратометрической концепции групп и коллективов, которая, вводя принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и…

Источник развития и утверждения личности

Источником развития и утверждения личности выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности. В самом общем виде развитие личности…

Фазы становления личности

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности. Модель развития личности в группе Модель развития личности в группе: П — потребность быть личностью, С — способность, И — источник, Р — результат. Стрелка — просоциальное развитие личности; пунктир — асоциальное развитие личности. Первая фаза…