Личностные факторы ранней профилактики сердечнососудистых заболеваний

Проблемы семейных отношений

Проблемы семейных отношений рассмотрены нами столь подробно, во-первых, потому, что, по нашему глубокому убеждению, именно в семье складывается раньше всего обстановка, способствующая или препятствующая возникновению факторов риска возникновения сердечнососудистых заболеваний, во-вторых, потому, что это дало возможность на конкретном материале сконструировать модель межличностных отношений, которые могут складываться в любой социальной группке (трудовом коллективе, учебно-воспитательном коллективе и…

Межличностные отношения как характеристики личности субъекта

Межличностные отношения как характеристики личности субъекта этих отношений, а также «вклады», которые он осуществляет в жизнедеятельность других людей, в их личностные смыслы, обеспечивая свою личностную представленность в них и тем самым и в себе самом, выступают в единстве с иерархией мотивационно-смысловых образований и симптомокомплексами индивидуальности человека. В своем единстве эти «ипостаси» человека в системе общественных…

Источник благоприятного развития личности

Источником благоприятного развития личности (как и ее инволюции, разрушения) является деятельностно-опосредствованный тип отношений, который складывается у индивида с наиболее референтной для него группой. Для понимания оснований построения концепции развития личности надо обратиться к двум ее источникам. Во-первых, к уже упомянутой выше стратометрической концепции групп и коллективов, которая, вводя принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и…

Источник развития и утверждения личности

Источником развития и утверждения личности выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности. В самом общем виде развитие личности…

Фазы становления личности

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности. Модель развития личности в группе Модель развития личности в группе: П — потребность быть личностью, С — способность, И — источник, Р — результат. Стрелка — просоциальное развитие личности; пунктир — асоциальное развитие личности. Первая фаза…

Потребность в персонализации

Отметим, что интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит. Если противоречие между индивидом и группой оказывается…

Процесс развития личности в относительно стабильной среде

В связи с тем что человек на протяжении своей жизни входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде многократно воспроизводится, а соответствующие неоформации закрепляются, у него складывается достаточно устойчивая структура личности, в которой интериндивидные характеристики как результат внутригруппового взаимодействия обусловливают…

Ранний детский возраст

Может быть выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в советской педагогике и психологии мысль А. С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может в этой связи быть…

Фазы развития в преддошкольном

Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая — адаптацию на уровне простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое «я» из окружающих явлений; вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья —…

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (3 — 7) лет характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее референтным лицом. Воспитатель, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредствующего фактора различные формы и виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественно-полезную и т. д.), сплотить людей вокруг…