Личностные факторы ранней профилактики сердечнососудистых заболеваний

Самооценка личности

К. Маркс в «Капитале» высказал замечательную мысль: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Другими словами, лишь познавая качества другого, мы получаем необходимые сведения, которые позволяют нам выработать собственную самооценку. Современные научные данные позволяют…

Воспитание целей, идеалов, стремлений, характера

В оптимальном случае требования, интересы, идеалы всех референтных для данной личности групп оказываются близкими (и что особенно важно, связанными с общественно значимыми целями и идеалами). Однако нередко бывает и так, что компания во дворе одобряет и поддерживает такие оценки, интересы, поступки и желания подростка, которые неприемлемы для семьи и идут вразрез со всем тем, на…

Диктат как тактика семейного воспитания

Диктат как тактика семейного воспитания предполагает сложившиеся в семье межличностные отношения, где старшие подавляют у младших самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства. Никто не спорит — родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм нашей морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность…

Опека как тактика семейного воспитания

Опека по сути явление одного порядка с диктатом родителей. Различия в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жестокий авторитаризм, а опека — заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, их касающихся лично, а тем…

Плоды чрезмерной опеки

Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы на их дитя не свалились какие-либо житейские трудности, не только берут на себя тяжкий труд. Они, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке подростка к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Но укажем на интересное обстоятельство. По данным психологических наблюдений, именно эта категория подростков дает наибольшее число случаев…

Мирное сосуществование как тактика семейного воспитания

«Мирное сосуществование» с позиций невмешательства — это третий тип тактики семейного воспитания. Родители исходят из того, что у каждого свои дела и заботы. Они работают, а дети учатся — у каждого своя сфера деятельности. Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится «педагогический» фундамент — пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным, воспитывается…

Сотрудничество как тактика семейного воспитания

Сотрудничество является оптимальным типом тактики семейного воспитания. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются качества коллективиста. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив. С точки зрения советской социальной психологии, коллектив — это особая группа, группа высокого уровня развития, где взаимоотношения входящих в нее людей опосредствуются…

Основные психологические характеристики коллектива

Каковы же основные психологические характеристики коллектива и как в нем может осуществляться сотрудничество? Ответ на этот вопрос дает разработанная А. В. Петровским (1979, 1981) концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельностью позволяет понять характер…

Центральное понятие теории деятельностного опосредствования

Деятельностное опосредствование понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики: осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствуя свою структуру и преобразуя систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят от степени опосредствования отношений конкретным содержанием деятельности и ее ценностями, которые черпаются из более широкой социальной общности….

Коллектив как группа высокого уровня развития

Особый интерес со стороны психологии вызывает коллектив как группа высокого уровня развития. Формирование коллектива связано с включением его членов в совместную социально-значимую деятельность, особым образом организованную и управляемую, цели которой подчинены целям социалистического общества, а ценности являются ценностями советского образа жизни. Коллектив создает условия для всестороннего развития личности, воспитание которой осуществляется в коллективе и через…