Мирное сосуществование как тактика семейного воспитания

«Мирное сосуществование» с позиций невмешательства — это третий тип тактики семейного воспитания. Родители исходят из того, что у каждого свои дела и заботы. Они работают, а дети учатся — у каждого своя сфера деятельности.

Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится «педагогический» фундамент — пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным, воспитывается «без запретов».

Как к этому отнестись?

Чаще всего этот тип взаимоотношений имеет основанием пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с ребенком.

Каков же результат?

Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают горькие плоды индивидуализма. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями.

И рано или поздно наступит критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и затем убедятся в его неспособности ко всему этому и будут сетовать по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Когда речь идет о «свободе», об отсутствии ограничений и запретов, то необходимо выяснить не столько, является ли это свободой от чего-то, сколько, будет ли это свободой для чего-то.

Наша задача
— идет ли речь о родителях или о школе — воспитывать сознательного гражданина нашего общества. Кстати, он как объект воспитания уже есть, а не только когда-то станет гражданином страны социализма. И для ребенка, так же как и для взрослого, свобода его личности заключается в осознании им необходимости сполна использовать свои права и не уклоняться от своих прямых обязанностей.

Все это предопределяет решение вопроса о пользе или вреде воспитания без запретов. Установка родителей на детскую свободу без конца и края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общежития столь же пагубны для формирования личности, как авторитаризм воспитателя, который оставляет ребенку только обязанность безоговорочного подчинения, штампуя в его психологическом облике черты безынициативности, конформности, душевной робости или, напротив, в порядке протеста — негативизм, нигилизм, озлобленность.

Как учит нас диалектика, противоречие не поддается устранению путем простого вычеркивания одной из противолежащих его сторон — в данном случае либо прав, либо обязанностей ребенка.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого