Микроциклы развития личности
На примере подросткового возраста можно было бы показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же человека параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него.
Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или в гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сочетаться с дезинтеграцией в дворовой компании, в которой он до этого без трудностей прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой группе, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, и это блокирует возможности успешного интегрирования в ней.
Противоречия межгрупповой позиции подростка не менее важны, чем противоречия, возникающие внутри микроцикла его развития.
Следует подчеркнуть, что потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписываться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых, которые отодвигают его на стадию первичной адаптации.
Множественность, легкая сменяемость и содержательные различия референтных групп, тормозя прохождение фазы интеграции, создают вместе с тем специфические черты психологии подростка, участвуют в формировании психологических новообразований.
Устойчивую позитивную интеграцию личности обеспечивает вхождение ее в группу высшего уровня развития либо в случае перехода его в новую общность (например, из школы после восьмого класса на производство), либо в результате объединения той же самой группы школьников вокруг захватывающей их деятельности (важно, чтобы это была общественно полезная, профессиональная трудовая деятельность), ценности и цели которой отныне опосредствуют их межличностные отношения: просоциальная референтная группа становится подлинным социалистическим коллективом, в иных условиях асоциальная ассоциация перерождается в корпоративную группу.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Многоуровневая структура
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности