Процесс развития личности в коллективах

Процесс развития личности в коллективах — специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности.

Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в трудовом коллективе обеспечивают становление зрелой личности советского человека и являются условием формирования самого коллектива.

Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом, означает, что характеристики коллектива выступают как характеристики личности (групповое как личностное, личностное как групповое).

Теперь можно построить третью обобщенную модель развития личности и его периодизацию в онтогенезе, имея в виду самую общую картину ее становления как социально зрелой личности. В этом случае мы конструируем многоступенчатую схему периодизации, выделяя эры, эпохи, периоды и фазы формирования личности.


Возрастная периодизация развития личности

Возрастная периодизация развития личности


Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости».

При этом надо полагать, что эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого