Многоуровневая структура
В коллективе групповые процессы иерархизированы, образуя многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядро которой образует совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями.
Первую страту структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство.
Вторая страта представляет собой межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и т. д.).
Третья страта — межличностные отношения, опосредствуемые ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Показано, что закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к экспериментально полученным фактам, обнаруженным в пределах третьей страты, не могут быть экстраполированы на характеристику второго уровня структуры коллектива и коллектива в целом.
Все это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества.
Именно в коллективе условием эффективности его деятельности и создания благоприятного психологического климата является сотрудничество его членов.
Итак, сотрудничество, совместный труд являются предпосылкой создания коллектива идет ли речь о производственной деятельности людей либо о включенности их в семейные взаимоотношения.
Сотрудничество в семье является наиболее оптимальным способом организации связей внутри старшего поколения и взаимосвязи старших и младших членов семейной общности.
Если учесть, что семья является «ячейкой общества», то рассмотрение отношений сотрудничества в семье и выяснение примет коллектива в ней выступают как важный социально-психологический аспект предотвращения заболеваний сердечнососудистой системы, раньше всего и наиболее четко реагирующей на семейные проблемы и трудности.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Микроциклы развития личности
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности