Фазы развития в преддошкольном

Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты:

  • первая — адаптацию на уровне простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое «я» из окружающих явлений;
  • вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих;
  • третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и т. д.

В конкретных условиях нашей жизни воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3 — 4 лет, как правило, протекает одновременно в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где и возникает новая ситуация развития личности.

Важно подчеркнуть, что переход на этот новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают его готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т. д.

Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности — адаптация в новой группе оказывается затрудненной.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого