Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте (7 — 11 или 6 — 11 лет) ситуация формирования личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая в связи с отсутствием совместно распределенной учебной деятельности имеет первоначально диффузный характер.

Управляющая этой группой учительница оказывается по сравнению с воспитательницей детского сада еще более референтной для детей, в связи с тем что она, используя аппарат ежедневно выставляемых оценок, регулирует взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».

Примечательно, что не столько сама по себе учебная деятельность выступает фактором развития личности младшего школьника, сколько отношение взрослых к его учебной деятельности, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию.

Максимальное значение сама учебная деятельность как личностно-образующий фактор, по-видимому, приобретает в старшем школьном возрасте, которому присуще сознательное отношение к учебе, формирование в условиях воспитывающего обучения диалектико-материалистического мировоззрения.

Третья фаза периода младшего школьного возраста означает, по всей вероятности, не столько интеграцию школьника в системе «ученики — ученики», сколько в системе «ученики — учительница», «ученики — родители».

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого