Специфическая особенность подросткового периода

Специфическая особенность подросткового периода по сравнению с предыдущими в том, что вступление в него не означает вхождения в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что очень часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, приоритет общественной работы при поощрении максимальной самодеятельности в пионерской, а тем более комсомольской организациях, зачатки совместной трудовой деятельности в сельском хозяйстве, вечера с танцами, у старших подростков — дискотека и т. д.) при наличии существенной перестройки организма, в условиях бурно протекающего полового созревания.

Сама группа становится другой, качественно изменяется.

Дифференциация задач в различных видах деятельности порождает заметную дифференциацию школьников, которая ведет в одном случае к формированию просоциальных по своему характеру ассоциаций (как результат работы в пионерских отрядах, комсомольских группах, кружковой работе, турпоходах, спортивных секциях и т. д.), а в других — к возникновению ассоциаций, тормозящих, а иногда и искривляющих развитие личности.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого