Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
Межличностные отношения как характеристики личности субъекта этих отношений, а также «вклады», которые он осуществляет в жизнедеятельность других людей, в их личностные смыслы, обеспечивая свою личностную представленность в них и тем самым и в себе самом, выступают в единстве с иерархией мотивационно-смысловых образований и симптомокомплексами индивидуальности человека.
В своем единстве эти «ипостаси» человека в системе общественных отношений характеризуют его как личность. Психика как форма активного отражения объективной реальности субъектом выступает как необходимая сторона существования личности (являющейся субъектом общественных отношений), как важнейшая ее интраиндивидная характеристика.
Например, такая весомая характеристика личности, как ее авторитетность, складывается в системе межличностных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация прав сильного, как «авторитет власти» по преимуществу, а в других, высокоразвитых, группах — как демократическая «власть авторитета».
Здесь личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная атрибуция личности). В рамках метаиндивидной характеристики личности авторитетность — это признание за индивидом права принимать значимые для других решения в значимых обстоятельствах, результат того «вклада», который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы.
В низкоразвитых группах — это следствие конформности ее членов, в группах типа коллектива — это результат коллективистского самоопределения.
Таким образом, в коллективе авторитетность — это идеальная представленность субъекта прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъекте.
Наконец, во внутреннем пространстве личности субъекта — это симптомокомплекс психимических качеств субъекта.
В одном случае — своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом — принципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т. д. (интраиндивидная атрибуция личности).
Если принимать этот принцип рассмотрения личности, то процес развития личности, таким образом, не может быть сведен к суммации развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Микроциклы развития личности
- Многоуровневая структура
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация