Семья
Отправляясь от теории деятельностного опосредствования межличностных отношений, поставил вопрос: может ли быть выявлена общая для всех членов семьи социально ценная деятельность, которая могла бы опосредствовать внутрисемейные отношения и тем самым обеспечить предпосылки формирования семьи как группы высшего уровня развития, т. е. коллектива.
В отношении семьи это сделать много труднее по сравнению с коллективами производственными, военными, спортивными и другими, где такая общая для всех деятельность задается официально и закрепляется в планах, уставах, нормативах и т. д.
Семья — это ячейка социалистического общества, выполняющая важную социальную функцию воспитания нового поколения и обеспечения личного счастья людей, что требует взаимной моральной ответственности и действенной помощи.
Обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание гражданина социалистического общества — именно этим и характеризуется общая для всех членов семьи деятельность, цели которой выходят за рамки внутрисемейных отношений и являются социально заданными и социально ценными.
Если это характерно для данной конкретной семьи, то есть все основания предполагать, что в ней складываются необходимые предпосылки для формирования коллектива как группы высокого уровня развития. В такой семье обязательно обнаружат себя социально-психологические феномены, которые неоднократно выявлялись в психологическом исследовании коллектива.
Возьмем такой существенный для характеристики межличностных отношений в коллективе феномен, каким является сплоченность как ценностно-ориентационное единство всех членов семьи. Это значит, что мнения, точки зрения, позиции, взгляды членов семьи по важнейшим для нее вопросам в значительной степени сближаются, совпадают. В этом сущность сплоченности.
И в то же время это обязательное условие эффективности воспитания детей в семье, т. е. успешного осуществления одной из важнейших ее функций. Наличие ценностно-ориентационного единства — важнейший принцип воспитания в семье, существенная характеристика семьи как коллектива.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Микроциклы развития личности
- Многоуровневая структура
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст