Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (3 — 7) лет характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее референтным лицом.

Воспитатель, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредствующего фактора различные формы и виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественно-полезную и т. д.), сплотить людей вокруг себя, формируя гуманность, трудолюбие, коллективизм и другие социально ценные качества.

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают:

  • адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми;
  • индивидуализацию — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах — и в том, и в другом случае при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательниц;
  • интеграцию — гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения ребенку успешного перехода на новый этап общественного воспитания — в школу, и, следовательно, в третий период развития личности.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого