Решение задач семейного воспитания
Одна из наиболее показательных черт коллективистских отношений вообще, а в семье в частности — справедливость при возложении ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности.
Адекватная атрибуция ответственности не только признак благоприятного психологического климата семьи, но и условие совместимости членов семейного коллектива.
Если люди неспособны справедливо оценивать вклад каждого в совместную деятельность, это неизбежно ведет к конфликтам, расшатывает сплоченность семьи.
Сказанное в равной мере относится к любому из ее членов: и к старшим, и к младшим.
Для конкретной тактики в семейных взаимоотношениях в ряде случаев единственной альтернативой эгоизму оказывается альтруизм. Родители действуют из альтруистических побуждений; все для ребенка и ничего для себя, полностью растворяясь в своем потомстве, предавая забвению все свои интересы.
Или налицо родительский эгоизм: если они и делают что-либо для детей, то только ради собственной выгоды, ради своей корысти. Третьего будто бы не дано. Налицо характерное для метафизического способа мышления «или-или».
Очевидно, в решении задач семейного воспитания родительский эгоизм неприемлем. Тогда, быть может, психологическую основу воспитания в семье, краеугольный камень семейного коллектива должны составить альтруизм родителей, их самопожертвование.
К сожалению, и это не слишком удачный выход из положения. Семейный коллектив на альтруизме сплотить не удается.
Ребенок, которому отец или мать «жертвуют всем», «отдают себя без остатка», быстро приучается потреблять плоды родительской жертвенности и, если они запаздывают «падать ему в рот», он выражает недовольство по поводу эгоизма жертвующих. Парадоксально, но именно родители, которые ведут себя как убежденные альтруисты, чаще всего рассматриваются детьми как черствые
По-видимому, сколько бы они ни отдавали детям, что-то они себе все-таки оставляют а это им не прощается.
Ребенок начинает, быть может, не отдавая себе отчета в этом, придерживаться иждивенческого принципа: «Эгоист — это человек, который заботится о себе больше, чем обо мне».
Возникают конфликты, тяжело сказывающиеся не только на взаимоотношениях, но и на состоянии здоровья родителей.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Микроциклы развития личности
- Многоуровневая структура
- Семья
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст