Эпохи и периоды развития личности
Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды в свою очередь, как уже было указано, — на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.
Эпоха детства — наиболее длящаяся макрофаза развития личности — охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают.
Эпоха юности и период ранней юности в свою очередь частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе).
Для первой макрофазы (эпоха детства) характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпоха отрочества) — индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) — превалирование интеграции над индивидуализацией.
Таким образом, становится очевидным, что при решении важнейших вопросов профилактики сердечнососудистых заболеваний необходимо ориентироваться на учет психологических закономерностей развития личности в коллективе, рассматривая их действие как важнейшие условия, объясняющие причину, природу и характер патогенеза этого типа соматических расстройств.
Отвергая фаталистические концепции, постулирующие наличие типов людей, психологически предрасположенных к ИБС («тип А»), строящиеся на основе марксизма советская медицина и психология обращаются к социальным факторам как основным детерминантам развития личности и инволютивных личностных изменений, дезадаптации и дезинтеграции индивида, стимулирующих возникновение сердечнососудистой патологии, предотвратить которую тем труднее, чем позже система здравоохранения возьмет под свой контроль действие рассмотренных выше факторов.
Коммунистическое воспитание трудящихся, усиление профилактического направления в медицине, углубление психологической подготовки и усовершенствования врачей, тесное содружество врачей, педагогов, социологов, психологов — все это важнейшие условия предупреждения сердечнососудистых заболеваний. Только в условиях социалистического общества эта задача может быть успешно осуществлена.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Многоуровневая структура
- Микроциклы развития личности
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации