Источник благоприятного развития личности
Источником благоприятного развития личности (как и ее инволюции, разрушения) является деятельностно-опосредствованный тип отношений, который складывается у индивида с наиболее референтной для него группой.
Для понимания оснований построения концепции развития личности надо обратиться к двум ее источникам.
Во-первых, к уже упомянутой выше стратометрической концепции групп и коллективов, которая, вводя принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности, позволяет дифференцировать группы по уровню их развития, принимая во внимание прежде всего степень опосредствования и его просоциальный или асоциальный характер (диффузная группа, просоциальная ассоциация, коллектив, асоциальная ассоциация, корпорация).
Экспериментально показано, что закономерности, выявленные на одном уровне развития группы, не действуют или имеют обратное действие на другом уровне развития. Развитие группы выступает в свете этих теоретических представлений как фактор развития личности в группе.
Во-вторых, источником наших дальнейших теоретических предпосылок служит концепция персонализации индивида [Петровский В. А., 1981; Петровский А. В., Петровский В. А.,. 1982; Петровский А. В., 1984].
В соответствии с ней индивид характеризуется потребностью быть личностью, т. е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей («постулат максимизации»), осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способность быть личностью, т. е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.
Возможность реализации указанной потребности, степень выраженности и осознанности которой индивидуально вариативна, при наличии соответствующих способностей создает группа высшего уровня развития — коллектив, где персонализация каждого — условие персонализации всех.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Микроциклы развития личности
- Многоуровневая структура
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений