Коллективистическая идентификация
Где же правильный путь, если ни чистый эгоизм, ни чистый альтруизм не обещают ничего хорошего?
Быть отчасти эгоистом, отчасти альтруистом?
Сегодня жертвовать всем, а завтра все отбирать?
Непоследовательность, половинчатость, двоедушие дадут еще более плачевные результаты.
Для семьи, которая является настоящим коллективом, кажущаяся единственно возможной альтернатива «или эгоизму, или альтруизм» оказывается мнимой.
Подлинную альтернативу альтруизму, как и эгоизму в развитом семейном коллективе, как и в любом другом, составляет особый психологический феномен, вмещающий в себя такую мотивацию взаимоотношений, при которой каждый (взрослый, подросток, юноша) действительно относится ко всем другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим, исходя из одних и тех же нравственна оправданных принципов. Этот тип межличностных отношений в социальной психологии обозначается как коллективистическая идентификация.
Коллективистическая идентификация в равной мере предполагает отказ от альтруистического всепрощения и жертвенности и от эгоистического потребительского отношения к ребенку. При этом имеются в виду действенная забота о детях, их благе и в то же время предъявление им требований, которые родители предъявляли бы себе, находясь на их месте.
Исходить из единой нравственной нормы, основывающейся на коммунистических моральных принципах: к себе — как к другому, к другому — как к себе и дома, и на работе — вот тип отношений, который в наибольшей степени отвечает подлинному коллективизму и истинной гуманности советского человека. В социалистическом обществе и в семейном коллективе как его ячейке извечная контроверза «я» и «они» снимается понятием «мы».
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Микроциклы развития личности
- Многоуровневая структура
- Семья
- Решение задач семейного воспитания
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст