Коллектив как группа высокого уровня развития
Особый интерес со стороны психологии вызывает коллектив как группа высокого уровня развития. Формирование коллектива связано с включением его членов в совместную социально-значимую деятельность, особым образом организованную и управляемую, цели которой подчинены целям социалистического общества, а ценности являются ценностями советского образа жизни.
Коллектив создает условия для всестороннего развития личности, воспитание которой осуществляется в коллективе и через коллектив.
На основе концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений экспериментально изучены специфические социально-психологические параметры коллектива: сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистическое самоопределение, коллективистическая идентификация, социально ценный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность коллектива для его членов, объективность возложения и принятия ответственности за результат совместной деятельности.
В этих исследованиях показано, что выявленные групповой динамикой и другими направлениями американской социальной психологии закономерности межличностных отношений в малых группах не могут быть распространены на коллектив, несмотря на их совпадение по составу, композиции, размеру (величине), времени существования и т. д., другими словами, они не сводимы к общим зависимостям групповой динамики.
Социально-психологические закономерности коллектива не просто количественно иные по сравнению с закономерностями, действующими в группах низкого уровня развития, но качественно от них отличаются, оказываются по отношению к ним «взятыми с обратным знаком», «перевернутыми» и т. д.
Так, например, в группах низкого уровня развития (например, в диффузных группах и др.) между эффективностью группы и интенсивностью положительных эмоциональных связей в ней выявлена обратная зависимость, в коллективе — прямая связь.
В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), в коллективе указанный социально-психологический эффект отсутствует.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Процесс развития личности в коллективах
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода