Диктат как тактика семейного воспитания
Диктат как тактика семейного воспитания предполагает сложившиеся в семье межличностные отношения, где старшие подавляют у младших самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства.
Никто не спорит — родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм нашей морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.
Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Принятая теорией коммунистического воспитания и восходящая к А. С. Макаренко формула: максимум требовательности — максимум уважения и доверия, является убедительной альтернативой диктату в семейных отношениях.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания — ребенка, который отвечает на нажим, принуждение и угрозы, другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.
Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.
Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности.
Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы.
Может быть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может — циник, хам, деспот. Может случиться, и выправится благодаря каким-либо внесемейным влияниям и все обойдется без тяжких последствий.
Но одно можно сказать с полной уверенностью: какие бы цели воспитания ни преследовали родители, придерживающиеся тактики диктата — не могут же они сознательно планировать воспитание подлеца или хама, их цели не могут быть достигнуты.
На поверку из их сына или дочери получится то, чего они никак не ожидали. Положительный эффект такого воспитания, даже если оно результат лучших побуждений отца и матери, заведомо нулевой.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Эпохи и периоды развития личности
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Многоуровневая структура