Основные психологические характеристики коллектива
Каковы же основные психологические характеристики коллектива и как в нем может осуществляться сотрудничество?
Ответ на этот вопрос дает разработанная А. В. Петровским (1979, 1981) концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности.
Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельностью позволяет понять характер групповой дифференциации и интеграции, построить типологию групп и выявить особенности групп высокого уровня развития (коллективов), показав принципиальные их качественные отличия (с использованием количественных индексов) от других малых, групп.
Этот подход дает возможность ориентировать психолога-практика на выяснение в прикладных целях значимых параметров группового развития, тем самым способствуя решению задач диагностики групп и прогнозирования результатов их деятельности.
Именно так можно увидеть сложный многоуровневый (стратометрический) характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследовании феноменов к конкретному уровню (страте) групповых процессов; охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает наиболее благоприятные возможности удовлетворить свою потребность и развить свою способность быть полноценной личностью.
Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений дает возможность на принципиальных основаниях противостоять по всем позициям концепциям групповой динамики и другим теориям, принятым» в западной, преимущественно американской, психологии малых групп, независимо от ориентации, которой придерживается та или иная научная школа.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Процесс развития личности в коллективах
- Решение задач семейного воспитания
- Коллективистическая идентификация
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода