Плоды чрезмерной опеки
Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы на их дитя не свалились какие-либо житейские трудности, не только берут на себя тяжкий труд. Они, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке подростка к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Но укажем на интересное обстоятельство.
По данным психологических наблюдений, именно эта категория подростков дает наибольшее число случаев срывов и «восстаний» в переходном возрасте.
Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что, настолько вольготно они устроились в семейном гнездышке, начинают бунтовать против родительской опеки.
Однако объяснить это не так уж и трудно. Как об этом свидетельствуют данные возрастной психологии, центральным новообразованием в подростковом возрасте становится формирующееся «чувство взрослости», стремление если не быть, то во всяком случае считаться взрослым.
Возникающая новая жизненная позиция подростка, который всячески стремится утвердить свою независимость, вступает в противоречие с повседневной опекой, и это становится почвой, порождающей конфликты, протест и нервные срывы.
Пожинаются плоды чрезмерной опеки, пружина, сжатая до предела, распрямляется, ломая сложившуюся систему семейных отношений. Бунт против ласковой опеки по своим последствиям мало чем отличается от борьбы против родительского жесткого диктата.
Форма протеста может быть очень разной — от холодной вежливости, отстранения до грубого, безжалостного отпора. Это уже зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей на ситуацию.
Важно подчеркнуть, что конфликт не возникает в семьях где, не отказываясь от контроля, без которого немыслимо воспитание человека, родители еще в младшем детском возрасте сводят опеку до минимума.
Они, удерживая главные стратегические высоты семейной педагогики, а именно контролируя соблюдение норм нашей морали, заботясь, чтобы их ребенок не рос иждивенцем и трутнем, чтобы он выполнял свой общественный долг, хорошо занимаясь в школе, предоставляют ему максимальную самостоятельность в решении постоянно возникающих тактических задач, вмешиваясь лишь тогда, когда не вмешаться невозможно, и отнюдь не по каждому поводу и случаю.
«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого
- Процесс развития личности в коллективах
- Эры восхождения к социальной зрелости
- Эпохи и периоды развития личности
- Проблемы семейных отношений
- Межличностные отношения как характеристики личности субъекта
- Источник благоприятного развития личности
- Источник развития и утверждения личности
- Фазы становления личности
- Потребность в персонализации
- Процесс развития личности в относительно стабильной среде
- Ранний детский возраст
- Фазы развития в преддошкольном
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Специфическая особенность подросткового периода
- Многоуровневая структура
- Микроциклы развития личности