Экстрасистолии (парасистолия)

05.06.2009

Для анализа каждого случая парасистолии необходимо определить частоту номотопного и гетеротопного ритмов. Частота номотопного ритма определяется расстоянием между двумя нормальными сокращениями. Определение частоты гетеротопного ритма значительно сложнее. Если при наблюдении удается зарегистрировать ряд следующих друг за другом экстрасистол, то вопрос упрощается.

Однако это удается далеко не всегда, и тогда необходимо длительное измерение расстояний, отделяющих экстрасистолы друг от друга – межэкстрасистолических периодов.

При парасистолии с блокадой выхода гетеротопный центр работает с большей частотой, чем синусовый. Интервалы между экстрасистолами имеют строго определенное временное соотношение, зависящее от ритма гетеротопного центра. Поэтому межэкстрасистолические периоды имеют общий делитель, который характеризует автоматизм гетеротопного центра. Экстрасистолический интервал (расстояние экстрасистолы от предшествующего нормального сокращения) непостоянен, так как локализация экстрасистолы зависит от ее собственного ритма. Ритм эктопического очага при парасистолии обычно колеблется от 20 до 50 в минуту.

Реже встречается экстрасистолия, которая может быть объяснена парасистолией с простой интерференцией двух ритмов. В этом случае гетеротопный центр, имеющий значительно меньшую частоту, чем синусовый, выявляет себя каждый раз, когда его сокращение не совпадает с рефрактерной фазой номотопного центра. Парасистолия наблюдается у мужчин в два раза чаще, чем у женщин, а также у больных, страдающих выраженным атеросклерозом.

Описаны скрытые, непроявляющиеся экстрасистолы. В этих случаях при наличии синусового ритма интервал Р–R внезапно увеличивается, а затем быстро возвращается к исходной величине или, как при неполной атрио-вентрикулярной блокаде, внезапно блокируется предсердное сокращение и после зубца Р желудочкового сокращения не наступает.

Langendorf и Mehlman (1947) было высказано предположение, что это нарушение ритма вызвано скрытой, непроявившейся экстрасистолой, исходящей из атрио-вентрикулярного соединения, которая не могла направиться ни к предсердиям, ни к желудочкам вследствие их неполной или полной рефрактерной фазы.

На основании имеющихся данных можно считать установленным, что обязательными условиями возникновения экстрасистолии является наличие в проводящей системе сердца патологического автоматического очага при сниженной автоматической способности синусового узла, обусловленной его поражением. Большое значение в выявлении автоматической способности очага имеет нарушение нервной регуляции сердечной деятельности в результате нарушенной деятельности нервной системы.

Экстрасистолы могут возникнуть в результате воздействия различных факторов (психические, климатические и атмосферные влияния, рефлексы с внутренних органов и др.), влияющих на проводящую систему сердца. Экстрасистолы возникают при интоксикациях солями бария и кальция, при злоупотреблении чаем и кофе, при никотинизме, при приеме больших доз алкоголя.

Экстрасистолия в виде бигеминии является ранним указанием на интоксикацию наперстянкой. Экстрасистолы могут сопровождать заболевания сердечно-сосудистой системы. Экстрасистолы, возникающие при инфекционных заболеваниях, обычно указывают на вовлечение в патологический процесс проводящей системы сердца.

Часто экстрасистолы наблюдаются и тогда, когда нет видимых указаний на поражение сократительного миокарда сердца. В этих случаях патологический очаг ничем кроме экстрасистол не проявляется.

«Заболевания проводящей системы сердца», Л.И.Фогельсон