Лечение кардиогенного шока

19.05.2009

Современное лечение кардиогенного шока основано на представлении о ведущей роли в его патогенезе снижения сократительной функции левого желудочка. Тяжесть состояния усугубляется ухудшением функции всех органов и тканей, в первую очередь самого сердца, в результате нарушения центральной и периферической гемодинамики, в частности микроциркуляции.

Рефлекторная форма шока может быть ликвидирована путем адекватного обезболивания. Важно помнить, что наркотические анальгетики сами могут вызывать гипотонию, поэтому их целесообразно применять в комбинации с вазотоническими средствами (мезатон). Часто удается ограничиваться в/в введением 2 — 4 мл кордиамина. Если картина рефлекторного шока развивается на фоне синусовой брадикардии, то целесообразно введение атропина (0,5 — 1 мл 0,1% раствора п/к или в/в).

Следует воспользоваться и таким простым средством, как придание возвышенного положения нижним конечностям, что способствует ликвидации относительной гиповолемии. В огромном большинстве случаев комбинации этих методов достаточно для стабилизации гемодинамики. Лишь иногда с целью увеличения венозного притока к сердцу прибегают к введению плазмозаменителей (изотонический раствор натрия хлорида или глюкозы, полиглюкин, реополиглюкин).

В определенном смысле пограничными между рефлекторной и аритмической формами шока выступают те его случаи, в основе которых лежит рефлекс Бецольда — Яриша, и характеризующиеся рефлекторной гипотонией и брадикардией, существенно усугубляющей состояние артериальной гипотензии. Такой вариант осложнения особенно характерен для ИМ диафрагмальной локализации.

Однако другие брадиаритмии, особенно предсердно-желудочковая блокада, и тахиаритмии, особенно желудочковая тахикардия — обычная причина развития острой недостаточности кровообращения — собственно аритмической формы шока. В этих случаях необходимо как можно скорее нормализовать частоту сердечных сокращений. При любых формах шока целесообразна оксигенотерапия, которая, как и при отеке легких, чаще всего проводится через воздуховоды, вставленные в носовые ходы, со скоростью 6 — 10 л/мин.

Однако не следует переоценивать ее роль: в силу ряда причин (шунтирование крови из легочной артерии в вены без оксигенации) насыщение крови кислородом обычно продолжает оставаться на низком уровне. Попытки лечения больных острым ИМ, осложнившимся шоком, в условиях гипербарической оксигенации пока не принесли существенных результатов. Наиболее трудную задачу представляет собой лечение так называемого истинного кардиогенного шока, в основе которого лежит массивное поражение сердечной мышцы.

«Инфаркт миокарда», М.Я.Руда