Велосипед как средство борьбы с гипокинезией

«Информационный взрыв», характерный для современной научно-технической революции, требует от человека огромных резервов времени на обучение, чтение, познание нового. Это приводит к уменьшению времени, которое можно использовать для отдыха, сна, спортивных занятий.

Поэтому желательно использовать такие виды физических упражнений, которые не вызывали бы потери времени. Еще двадцать лет назад мы рекомендовали жителю современного города использовать время, которое бессмысленно тратится на то, чтобы добраться до места работы и обратно с работы домой [Косицкий Г. И., 1967].

На это сегодня у жителя города уходит ежедневно от нескольких десятков минут до нескольких часов. Население Москвы тратит на поездки на работу и домой ежедневно около 6 млн. ч.

Средняя скорость при передвижений на работу и обратно москвичей равна 16 — 12 км/ч.

Поэтому в смысле скорости обычный велосипед сегодня является реальным конкурентом любому другому виду городского транспорта, но он обладает огромным преимуществом: дает возможность горожанину заниматься интенсивной физической тренировкой при обычных поездках на работу, не тратя добавочного времени.

Если бы мы, переломив свою инертность, смогли бы организовать массовое движение на велосипедах в любое время года и в любую погоду, то это создало бы реальный заслон на пути распространения поражений сердечнососудистой системы. К сожалению, для этого нет еще необходимых условий.

Два фактора уменьшают коэффициент использования велосипедов для поездок из дома на работу: отсутствие условий хранения на конечных пунктах и отсутствие должных условий безопасности движения на улицах и дорогах.

Велосипедное движение у нас в настоящее время происходит совместно с другими автотранспортными средствами на тех же улицах и дорогах. Для снижения аварийности велосипедного движения необходимо строительство велодорожек, отделенных от проезжей части и тротуаров зелеными насаждениями, и специальных велополос.

Приемлема и маркированная специальными знаками велополоса на проезжей части дорог и улиц. Необходимо оборудовать места для хранения велосипедов на специальных стоянках или в подвалах жилых домов.

Особого внимания заслуживает использование велосипеда на курортах. Поскольку в курортных городах на многих улицах движение автотранспорта запрещено, жителям с успехом можно было бы использовать велосипед при поездке на работу, за покупками, на прогулки и отдых. И отдыхающие с удовольствием и с большой пользой для укрепления здоровья могли бы пользоваться велосипедом, но для этого необходимо наладить работу пунктов проката и ремонта велосипедов.

Именно на курортах можно широко использовать велосипед в целях отдыха и для борьбы с гиподинамией, так как на нем можно легко регулировать нагрузку. Мужчинам достаточно 4 раза в неделю проезжать 10 км за 20 мин. Как показали исследования, такая нагрузка обеспечивает сердечнососудистой системе функциональные резервы, которые служат надежной гарантией здоровья.

В Нидерландах, например, обследовали три большие группы:
пешеходов, владельцев машин и велосипедистов. Выявлено, что велосипедисты живут в среднем на 5,5 лет, а пешеходы в среднем на 3,5 года дольше, чем автомобилисты.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого