Польза омега жирных кислот для здоровья человека была определена в исследовании круглых червей

22.02.2013

Поиск генов, изменяющих уровни экспрессии в ответ на нехватку питательных веществ помог получить представление о механизме, отвечающем за пользу омега жирных кислот для здоровья человека. В журнале Genes & Development, исследователи Массачусетского центрального госпиталя обнаружили, что кормление омега-6 жирными кислотами круглых червей C. elegans, или добавление их в культивированные клетки человека активирует процесс клеточного восстановления называемый аутофагией, который часто отсутствует при ряде серьезных возрастных заболеваний. Данный процесс, посредством которого дефектные или изношенные компоненты клеток и молекул разрушаются для выведения или рециркуляции, по-другому аутофагия, активируется также в метаболически стрессовых ситуациях, что позволяет клеткам самостоятельно выживать, переваривая второстепенные компоненты.

«Расширенная аутофагия подразумевает улучшение клиренса старых или поврежденных клеточных компонентов и более эффективный иммунный ответ», — говорит Эйлен ОРурк, кандидат наук, отделения молекулярной биологии Массачусетского центрального госпиталя, ведущий автор исследования, — «Было высказано предположение, что аутофагия может продлить продолжительность жизни путем поддержание клеточной функции, а у людей с нарушенной аутофагической функцией может участвовать в ходе заболеваний, таких как воспалительные заболевания кишечника, болезнь Паркинсона, и более сложных онкологических заболеваниях и метаболическом синдроме».

ОРурк является научным сотрудником в лаборатории Гэри Рувкина при Массачусетском центральном госпитале. Он является кандидатом наук, чья команда исследует развитие, продолжительность жизни и метаболизм круглых червей C. elegans. Рувкин и другие исследователи обнаружили, что простые мутации в генетическом пути сохраненные в процессе эволюции могут удвоить или утроить продолжительность жизни C. elegans и, что подобные мутации в соответствующих путях у млекопитающих также регулируют продолжительность жизни. Многие эти мутации также помогают животным приспособиться к голоданию, это говорит о том, что общие молекулярные механизмы могут лежать как в основе ответа на голод, так и в регуляции продолжительности жизни.

Для обнаружения этих механизмов ОРурк проверила геномные базы данных, охватывающие многие виды животных на общие гены, которые на голодание отвечают изменением своей экспресии. Она обнаружила, что экспрессия гена lipl-4 у C. elegans возрастает в семь раз у червей, которые были лишены доступа к питательным веществам. Был обнаружен трансгенный штамм, который постоянно экспрессирует повышенный уровень lipl-4, даже тогда, когда есть полный доступ к питательным веществам, уровни арахидоновой кислоты (AA), омега-6, и эйкозапентаеновой кислоты (EPA) были повышены, Омега-3 жирные кислоты и помогали противостоять воздействию голода.

После того, как исследователи пришли к выводу, что омега жирные кислоты стимулируют процесс сопротивления голоду, они обнаружили, что кормление AA и омега-6 жирными кислотами, но не EPA, активирует аутофагию у нетрансгенных C. elegans с полным доступом к питательным веществам. Так как активация аутофагии увеличивала продолжительность жизни у некоторых генетических моделей, авторы проверили эффект омега-6 жирных кислот на продолжительности жизни C. elegans и обнаружили, что круглые черви, получающие обычный рацион наряду с омега-6 жирными кислотами жили от 20 до 25 процентов дольше, чем обычно.

Так как установлено, что прием пищевых добавок с омега-3 и омега-6 жирными кислотами предотвращает или улучшает ход некоторых заболеваний у человека, исследователи проверили реакцию культивируемых клеток человека на добавку с омега жирными кислотами. Как и клетки C. elegans, человеческие клетки ответили на Омега-6 жирные кислоты, не EPA, путем активации аутофагии, которая измерялась по уровню маркерных белков. Этот результат показывает, что омега-6 кислоты вызывают аутофагию у всех многоклеточных животных. Затем исследователи продемонстрировали, что свойство омега-6 жирных кислот продлевающее жизнь червей C. elegans зависит от наличия генов, необходимых для аутофагии.

«Почти все изученные на настоящий момент механизмы продления жизни, а именно стерильность, устойчивость к инсулину и ограничение калорий зависят от активации аутофагии», — говорит ОРурк, — «Выводы о том, что омега-6 добавки активируют клеточный ответ круглых червей на голод, а именно активируют аутофагию, даже когда черви питаются как обычно, предполагают, что потребление омега-6 жирных кислот может ограничивать калории без необходимости ограничения потребления пищи. Исследование также предполагает, что преимущества омега-6 кислот могут отчасти зависеть от активации древней программы эволюции нацеленной на выживание в условиях лишения пищи».

ОРурк и соавторы исследования отметили, что многие ученые и клиницисты считают, что употребление омега-6 жирных кислот, которые обычно встречаются в мясе, птице и растительных маслах, может увеличить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, несмотря на эпидемиологические свидетельства того, что потребление омега-6 кислот фактически снижает сердечно-сосудистые риски. «Мы надеемся, что выводы, полученные в ходе исследования клеточных реакций 1-миллиметрового круглого червя, заставят научное и медицинское сообщество оглянуться назад и обратиться к эпидемиологическим, базовым и клиническим данным о влиянии омега-6 жирных кислот на различные типы человеческих клеток и животных в целях получения более глубоких знаний о том, как сбалансированное употребление этих питательных веществ оказывает положительное действие на здоровье человека», — говорит она.

medicalnewstoday.com