Как паразитарная бактерия разрушает кровеносные сосуды в организме человека

25.07.2020

Ученые получают представление о том, как патогенные бактерии рода Bartonella вызывают повреждения в организме человека, открывая новые пути в современной медицине.

Паразитарные бактерии и кровеносные сосуды

Бактерии рода Bartonella — это паразиты, которые могут передаваться человеку через укусы насекомых и царапины животных, что приводит к инфекции, известной как «бартонеллез». Болезнь кошачьей царапины и лихорадка являются формами бартонеллеза, вызываемыми различными видами бартонеллы, заражающими человека. Бактерии могут привести к появлению повреждений в коже и внутренних органах. Чтобы обеспечить себе безопасную среду обитания, бактерии приводят к увеличению числа «эндотелиальных сосудистых» клеток (клеток, которые выстилают внутреннюю часть кровеносных сосудов), которые прячутся от иммунной системы хозяина и стимулируют создание новых кровеносных сосудов через процесс, называемый «ангиогенез».

Паразитарные бактерии и кровеносные сосуды

Предыдущие исследования бактерии Bartonella henselae (B. henselae для краткости), бактерии, ответственной за болезнь кошачьих царапин, показали, что она может непосредственно «вводить» белки, которые ингибируют запрограммированную гибель клеток (апоптоз), в эндотелиальные клетки. Однако B. henselae также может способствовать ангиогенезу без непосредственного контакта с эндотелиальными клетками, что подразумевает, что бактерия может секретировать биологически активное вещество, которое берет на себя функцию запуска ангиогенеза.

В новом исследовании, опубликованном в Nature Communications, группа ученых под руководством старшего доцента Кентаро Цукамото и профессора Йохея Дои из Университета здравоохранения Фудзита, Япония, определила, что это биологически активное вещество на самом деле является белком. Они также назвали этот белок как ангиогенный фактор А Bartonella, или «BafA» для краткости. Это первое сообщение о том, что белок, похожий на фактор роста эндотелия сосудов (сокращенно VEGF), вырабатывается бактериями.

Ученые начали свой проект с введения B. henselae в эндотелиальные клетки человека в чашках Петри и обнаружили, что бактерии вызывают размножение эндотелиальных клеток. Чтобы идентифицировать гены, которые наделяют B. henselae такой способностью, исследователи начали вызывать случайные мутации в ДНК бактерий. С помощью этих экспериментов ученые определили, что B. henselae может стимулировать ангиогенез в эндотелиальных клетках человека, только если он обладает функциональной копией гена, который «кодирует» или направляет синтез белка BafA. Они также наблюдали, что воздействие на эндотелиальные клетки человека изолированного белка BafA приводило к размножению клеток.

Источник: scitechdaily.com