В основе развития болезни Альцгеймера и сердечных приступов лежат одни и те же гены

15.12.2010

Ученые обнаружили, что в основе развития болезни Альцгеймера и сердечных приступов лежат одни и те же общие гены. В результате этого исследования был разработан первый генетический тест, определяющий риск развития заболевания еще в молодом возрасте. Как заявил иммунолог из Болонского университета Федерико Ликастро, руководивший исследованием, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of Alzheimers Disease», этот тест уже готов. «Они уже продают его в Америке, — сказал он, назвав частную фирму из Нью-Мексико (США), сотрудничавшую с ним в этом исследовании. – Но эти тесты можно также легко провести в любом другом месте, используя обычный анализ крови».

Неудивительно, что перспективы выпуска персонализированных тестов выглядят весьма привлекательными для компаний, работающих в сфере здравоохранения. Болезнь Альцгеймера и инфаркты – заболевания, имеющие между собой много общего: болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной формой старческого слабоумия, которая к 85 годам поражает одну из пяти женщин и одного из десяти мужчин. Инфаркт, наряду с другими сердечно-сосудистыми проблемами, является одним из самых распространенных заболеваний, поражающим примерно 12,5 процентов населения, а также одной из основных причин смерти людей.

До настоящего времени очень мало было известно о связи между этими двумя болезнями. Однако появились некоторые эпидемиологические данные, которые позволили предположить наличие такой связи. Например, проблемы с коронарными сосудами уже связывали с повышенным риском развития болезни Альцгеймера, так же как и другие проблемы, например, повышенное давление, высокий холестерин, диабет и другие типичные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Известно также, что некоторые гены, контролирующие воспалительные процессы и метаболизм холестерина, были в некоторой степени связаны как с болезнью Альцгеймера, так и с инфарктами.

Чтобы доказать свою теорию, ученые изучили ДНК 1800 людей (280 из них перенесли инфаркт, у 257 была диагностирована болезнь Альцгеймера, а 1307 были здоровы и выступали в качестве контрольной группы) в поиске генетических факторов, предполагающих наличие риска, общего для обоих заболеваний. Результаты их исследования оказались положительными: в самом деле, имелось частичное совпадение между врожденным риском развития болезни Альцгеймера и возникновением инфаркта миокарда. Эта общая генетическая предрасположенность была обнаружена у 30 процентов инфарктников и 40 процентов пациентов с болезнью Альцгеймера. Чтобы прийти к этому выводу, ученые разделили обследуемых на шесть групп по уровням риска: в первых трех группах был низкий уровень риска, причем во второй и третьей группах отмечался низкий риск в возрастной группе до 65 лет. Группы 4, 5 и 6 отличались высоким риском; в группе 5 был повышенный риск инфаркта (в ней были люди старше 55 лет), а группы четыре и шесть как раз и были теми основными группами, на которых ученые сконцентрировали особое внимание. Обе группы были подвержены высокому риску развития инфаркта (возрастная категория до 40 лет в группе 4 и между 40 и 54 годами в группе 6), а также болезни Альцгеймера (возрастная категория до 65 лет в группе 4 и старше 65 – в группе 6). Именно в этих двух последних группах и обнаружилась общая генетическая предрасположенность.

«До сегодняшнего момента мы знали только об отдельных генах, связывающих обе болезни, и этого было недостаточно для разработки индивидуального теста, – объяснил Ликастро. – Однако теперь нам, наконец, удалось идентифицировать генетический профиль нескольких генов, в которых прослеживается частичная общность с обеими болезнями. Это настоящий прыжок вперед, который теперь дает нам возможность провести тест и оценить профиль, частично специфичный для обеих болезней».

Основываясь на результатах этого теста, вы сможете, например, решить нужно ли вам наблюдать за состоянием своего здоровья при помощи обычных медицинских проверок или же пройти более тщательное медицинское обследование. К тому же, наличие связи между этими двумя болезнями дает нам больше дополнительной информации об их происхождении. Как говорит Ликастро, — «Основу профиля генетического риска составляют гены, которые участвуют в синтезе и транспортировке холестерина и контролируют воспаление, которое, судя по всему, лежит в основе обеих болезней». Это означает, что вы не только сможете проводить тесты для выявления этих болезней, но вы также сможете определить стиль жизни, который поможет предотвратить возникновение проблем с сердцем и кровообращением, а также развитие болезни Альцгеймера.

Однако исследователи понимают, что технический компонент, обусловивший успех теста, является достаточно спорным. В действительности, чтобы изучить ДНК своих пациентов, им нужно было прибегнуть к инновационному статистическому методу, называемому анализом и оценкой степени принадлежности. Хотя он уже применяется в изучении других заболеваний от меланом до шизофрении, международное научное сообщество все еще ведет споры по поводу его релевантности. «Однако, используя такой статистический анализ, — говорит Ликастро, — мы могли бы провести тесты всего на нескольких сотнях пациентов. Классическая статистика потребовала бы от нас проведения тестов на 10, 12 или даже 20-30 тысячах пациентов».

Если коротко, дебаты еще открыты. Профессор Федерико Ликастро и его команда, в том числе молодые ученые Элиза Порчеллини и Илария Карбоне, продолжат изучение этого вопроса на более глубоком уровне, в надежде обнаружить новые генетические связи между этими двумя болезнями. Критики могут оспорить статистические результаты или даже представить противоположные тесты, основанные на классической статистике. Однако сегодня каждый согласится с тем, что здоровый образ жизни, который помогает поддерживать нормальный уровень холестерина и высокое давление под контролем, полезен не только для сердца, но также и для мозга.