Избыточный вес — не просто маркер сердечной недостаточности

09.08.2013

Избыточный вес - не просто маркер сердечной недостаточности

Международная исследовательская группа во главе с шведскими учеными использовали новый метод для исследования ожирения и избыточного веса, в качестве причины возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Ранее была найдена устойчивая связь, но было непонятно, был ли избыточный вес, как таковой, причиной заболевания, или избыточный вес был всего лишь маркером другой главной причины, поскольку длительные клинические испытания последующих мероприятий трудно реализовать.

В общей сложности около 200 000 субъектов были включены в исследование ученых, которые изучали причинную связь между ожирением / избыточным весом и заболеваниями, связанными с сердечно-сосудистыми заболеваниями и обменом веществ, исследование было впервые опубликовано в медицинском журнале PLOS Medicine. Цель исследования заключалась в том, чтобы определить, является ли ожирение, как таковое, фактической причиной этих заболеваний или же просто ожирение является маркером чего-то еще, в образе жизни человека, что приводит к развитию заболевания.

«Мы уже знали, что ожирение и сердечно-сосудистые заболевания часто протекают одновременно. Тем не менее, было трудно определить, опасен ли повышенный ИМТ, как таковой. В этом исследовании мы обнаружили, что люди с вариантами гена, которые приводят к увеличению индекса массы тела (ИМТ) также имели повышенный риск развития сердечной недостаточности и диабета. Риск развития сахарного диабета был выше, как считалось ранее», — говорит Тове Фолл, исследователь отдела медицинских наук и лаборатории наука для жизни, Университета Упсалы, который координировал исследования совместно с учеными из Каролинского института и Оксфордского университета.

Стоял вопрос: может ли вариант гена в FTO-гене, который управляет аппетитом и тем самым увеличивает ИМТ человека, быть связан также с возникновением сердечно-сосудистых заболеваний и нарушением обмена веществ.

Вариант риска является обычным явлением в популяции, и каждая копия варианта риска увеличивает ИМТ в среднем на 0,3-0,4 единицы. Поскольку геном человека, не зависит от образа жизни и социальных факторов, а устанавливается в момент зачатия, когда эмбрион случайно получает половину генома каждого из родителей, то этот метод, таким образом, называют «менделевской рандомизацией». Для получения надежных результатов были необходимы обширные исследовательские материалы, и почти 200 000 человек из Европы и Австралии принимали участие в исследовании.

«Эпидемиологические исследования искали связь в больших популяциях, но, как правило, трудно определить достоверно причину и следствие — что мы называем "причинность". С помощью этого нового генетического метода менделевской рандомизации, в нашем исследовании, мы можем подтвердить, что многие люди уже давно считают, что увеличение индекса массы тела способствует развитию сердечной недостаточности. Мы также обнаружили, что причины избыточного веса повышают активность печеночных ферментов. Эти знания важны, так как они подтверждают доказательства того, что силовые общественные меры должны быть приняты для противодействия эпидемии ожирения и его последствий», — говорит Эрик Ингелссон, профессор кафедры медицинских наук и лаборатории наука для жизни, Университета Упсалы.

Результаты показывают, что увеличение ИМТ на одну единицу повышает риск развития сердечной недостаточности, в среднем на 20 %. Кроме того, исследование также подтверждает, что ожирение приводит к более высокому уровню инсулина, высокому кровяному давлению, что еще хуже уровня холестерина, увеличению маркеров воспаления и повышенному риску развития диабета.

Настоящее исследование проводилось в рамках основного исследовательского консорциума ENGAGE, который объединяет более 35 исследований и более 130 соавторов. Исследование координируется исследовательской группой Эрика Ингелссона, в сотрудничестве с Каролинским институтом и Оксфордским университетом. Исследование финансировалось, в частности, Седьмой базовой программой Европейского союза (ENGAGE), Шведским исследовательским советом, Шведским фондом стратегических исследований и шведским фондом заболеваний легких и сердца.

Источник: sciencedaily.com