Нагрузочная проба (Потребление кислорода)

Потребление кислорода при нагрузке точно характеризует возможности всего организма и сердечно-сосудистой системы в частности. Максимальное количество кислорода, которое организм способен потреблять во время работы за единицу времени, называется кислородным пределом.

На практике достаточно сложно прямым способом определить потребление кислорода, поэтому о нем судят по косвенным показателям, обычно по индексу работы сердца или «двойному произведению» (произведение максимальной частоты сердечных сокращений на максимальное систолическое АД, умноженное на 10-2), косвенно отражающее работу левого желудочка. Этот показатель имеет тесную корреляцию с потреблением кислорода.

Если при нагрузке не достигается максимального потребления кислорода из-за непереносимости, то говорят о пороговой максимально переносимой нагрузке. В практической работе максимальные нагрузочные тесты чаще используются в спортивной медицине и при обследовании практически здоровых лиц. С целью стандартизации нагрузки определяют PWС при определенной ЧСС (Комитет экспертов ВОЗ, 1965). Способность к увеличению ЧСС зависит от пола, возраста, массы тела и физической подготовленности обследуемого. Теоретически максимальный пульс приближенно определяется по формуле Spirio (1977): ЧССмакс = 210 – 0,65Х возраст в годах ±10 уд/мин либо по специальной программе [Schephard R., 1969]. У здоровых детей наиболее часто физическая работоспособность изучается при ЧСС 170 в минуту (PWC170).

При такой ЧСС увеличение нагрузки уже не сопровождается повышением потребления кислорода и увеличением минутного объема сердца. Для детей с заболеваниями сердца (врожденные пороки сердца, состояние после операций, миокардиты, синдром удлиненного интервала Q – Г и др.) достаточно субмаксимальной физической нагрузки, составляющей 75% максимальной аэробной способности. Ее устанавливают по соответствующей полу и возрасту частоте пульса по таблице Schephard (обычно ЧСС 130 – 150 в минуту).

«Болезни сердца и сосудов у детей», Н.А.Белоконь

Читайте далее: